index
история
фотоотчёты
Олег Березин
Татьяна Успенская
Владимир Сабаев
Сергей Попов
Константин Водяницкий
Александр Брезгин
Сергей Сизенко
Марина Шляпина
Елена Терпиловская
Антон Касаткин
Михаил Федотов
Ксения Шестопёрова
Ольга Чуркина
Максим Смирнов
Алексей Анисимов
Михаил Лёзин
Екатерина Прохорова
Алексей Яблоков
Наталья Герасимова
Людмила Яхтина
Олег Тарасов
Алексей Кондратьев
Вячеслав Смирнов
Владимир Фоменко
Екатерина Кузьмина
Елена Смурова
Владислав Овчинников
Юлия Сергеева
Олег Тюреньков
Сергей Кравченко
Сергей Киляков
Анатолий Кинчаров
Владимир Логутов
Вадим Оносов
Наталья Лемешева
Валентин Рябов
Александра Смирнова
Анастасия Колодочко
Сергей Пылаев
Порфирий Федорин
Ольга Шкварун
Юрий Турутин
Олег Елагин
Андрей Кшановский
Пётр Краснощёков
Фрол Весёлый
пресса
пресса 2
пресса 3
ссылки
гостевая
|
П Р Е С С А
«ЛИЦОМ К ЛИЦУ, ЛИЦА НЕ УВИДАТЬ…»
Жилая квартира где спит художник, не мастерская. Квартиру эту оставили родители. Для проживания детей.
Мастерской нет, но есть всегдашнее желание работать. «Заграница» его картины покупает, за доллары. Мы не замечаем его даже за «деревянные».
«…В своем отечестве…» Сколько можно? «Все на продажу» или «Всегда в продаже».
Уходит нефть, золото. Уходят ученые, писатели, художники. Уходят за «кордон». Лет через пять мы пригласим их. Для совместных изысканий, выставок, концертов. Захле-бываясь будем бить в ладоши, от умиления глотая сопли.
«Какой талант, какая экспансия, какие краски. Ах, почему не удержали? Это же зо-лотой фонд. Ему место в хранилище!» Нет господа хорошие, хранить ни ресурсы, ни че-ловечий потенциал таланта мы как раз не можем.
Вот ежели в МММ под хорошие проценты, тут помогём.
Я в этой самой полуквартире, полумастерской художника В. Сабаева, больше известного за границей, чем у нас.
- Володя, давно вы занимаетесь живописью?
- Пятнадцать лет я занимаюсь и живописью, и графикой. Как закончил восемь классов, так и проникся этим делом. В шестнадцать лет поступил в педучилище по этому предмету.
- А что явилось толчком?
- Родная природа, родные Жигули. Сам я родом из с. Бахилово, а там Волга и Вдохновение.
- Кто был наставником?
- До училища, художник-оформитель ДК «Юбилейный», Александр Варламов, потом, в училище, Бушмакин Вячеслав Иванович.
- Что заканчивали?
- Тольяттинское педулище, потом полтора года Пензенское педулище. Да еще четыре курса Харьковского художественно-промышленного института.
- Какое течение вам наиболее близко?
- Искреннее искусство.
- Реализм?
- Да реализм, только искренний. И пусть он выражается в любой форме. Или в модернизме, либо в… да в чем угодно.
- Кто из художников наиболее близок вам?
По духу? Из тольяттинской среды – Горячкин, Зотов. Сильная личность Вера Кондулукова. Из художников нашего столетия я выделяю Амадео Модильяни и Анатолия Зверева. Что касается более раннего периода – 18 век – Владимир Боровиковский и Дмитрий Левицкий, но они переняли западную культуру и от этого много потеряли.
- Но почему же, такие корифеи как Рафаэль, Микеланджелло…
- Микеланджелло перебивает Нефедов (Эрзя) Величайший скульптор, по всем параметрам. А Рафаэля превосходит Андрей Рублев. Т.е. духовная культура в России самая сильная. Запад вторичен. Наши художники берут духовностью, а иллюзия пространства это не духовность.
- Что скажете о сюрреализме?
- Иероним Босх, Сальвадор Дали, это же расклад жизненных ситуаций. А зачем? Достаточно нашей реальности, обойдемся без метафор. В этом плане мне ближе Брейгель (Мужицкий).
- Как я понимаю, вам не чуждо любое направление?
- Конечно, если оно отвечает реалиям жизни, если трогает за сердце, за душу.
Другой случай: как бы не было оно выштудированно, сколько бы академий не кончал человек, если этого нет, то и нет художника. Пускай при этом он рисует как бог.
- У вас нет мастерской. Как это оценивать?
- Болезненно. Я выставляюсь с 8О-х годов в г. Тольятти и никакого шага навстречу никто не делает. Ни со стороны горадминистрации, ни со стороны Толъяттинского фи-лиала Союза художников.
- Кто виновен. Какие преграды?
- Со стороны Союза Художников – это не желание иметь конкурентов. Со стороны авдминистрации, - она зависит от денежных тузов, и не в состоянии контролировать и обеспечивать творческий энергопотенциал г. Тольятти.
- Вы видите выход?
- Нет.
- Перспективы?
- Уехать.
- Куда?
- Куда глаза глядят, чтобы лишний раз убедиться, что нужен ты здесь только вернувшись из-за кордона.
- Составлен каталог ваших работ. Есть ли в этом смысл?
- Толку нет. Говорили: «У тебя имидж, тебя напечатали». Ну и что? Дома он ва-ляется. Печатали в Словении. Деньги большие заплатили. Ну и что. «Воз и ныне там».
- И в заключение!
- Художнику нужно внимание!
Рассказал Михаил Георгиев
«Хроника» № 21 (182) от апреля 1995 г.
Для меня стихи с детства были чем-то обычным, привычным,
без налета тайны и загадки.
«ТВОРЧЕСТВО - ЭТО ЖИЗНЬ»
Олег Березин родился в Ленинграде в 1963 году. Учился в Высшем художественном училище им. Мухиной. С 1987 года живет в Тольятти. В 1989 году стал президентом творческого объединения художников «Солярис».
В 1996 году увидели свет три небольшие книги стихов Олега, изданные «Арт-студией», готов макет четвертого сборника. Еще две книги — стихов и прозы — готовятся к выпуску на родине автора, в Санкт-Петербурге, и в Выборге.
К. Малевичу
Черный квадрат.
Белые поля.
Таинственный обряд.
В трауре Земля.
Стихи я писал всегда, сколько себя помню. Но не относился к этому... всерьез, что ли. У меня мама поэт, и для меня стихи с детства были чем-то обычным, привычным, без налета тайны и загадки. А вот живописи приходилось учиться, и это было ново и интересно. Хотя и стихами, и картинами занимаюсь с одинаковым удовольствием.
С живописью сейчас сложнее. Дома для этого нет условий — тесно, запах краски не
самый приятный, а работать где-то в мастерской, когда у тебя за спиной еще кто-то стоит,
- не люблю.
В небольшой двухкомнатной квартирке (причем служебной) Олег живет с женой Татьяной, тремя детьми, двумя кошками и собакой. Где уж тут с картинами развернуться. С писательством проще: скрылся от всех, например, в ванной — и вся ночь твоя. У него нет ни планов, ни креста обязательств — написать сегодня столько-то страниц — он пишет всегда, обо всем, что приходит в голову, заполняя дом сотнями исписанных тетрадей. Этого хватило бы не на один десяток книг, но издание их — слишком дорогое удовольствие, а поиски спонсоров — занятие хлопотное, с которым лучше справляется Татьяна, чем Олег. Один из вышедших сборников — «Наброски о художниках», известных и не очень. В маленькой книжке собраны они, конечно, далеко не все.
В.Кандинскому
Сначала были капли акварели,
Как серпантин авантюризма.
И акварели загорели
Пламенем авангардизма.
- Почти все мои картины хранились у друга. Он уехал, в квартире его поселились другие люди, которые все мои полотна просто выкинули. А их было около тысячи... Могу
еще похвалиться: в этом году в Финляндии была выставка моих космоэротических картин. К сожалению, увидеть эти картины не пришлось — все они были проданы. А дома у Олега хранятся только пейзажи, завораживающе-фантастичные, с диковинными растениями, освещенными нездешней луной. И все же кажется, что все это до боли знакомо и где-то уже видано: то ли в снах, то ли в детстве деревья казались именно такими...
К. Сомову
Уходит день. Ему на смену
Выходит желтый диск луны.
И тут прекрасная Елена
Сойдет с небесной вышины.
- Последние года четыре пишу много. Стихи рождаются спонтанно, без каких-либо усилий с моей стороны. Мне это кажется таким же естественным, как, например, дышать. Я даже афоризм придумал: «Творчество — это жизнь, все остальное — хобби». Здорово?
Олег заразительно хохочет, и трудно понять, что он говорит всерьез, а что - прикола ради.
- Чего мне больше всего хочется? Наверное, путешествовать. Люблю это дело, правда, в основном по телевизору. Мы с женой делаем вывески для коммерческих киосков, на жизнь; зарабатываем, а на большее - увы... Уехать бы на зеленый необитаемый остров в
Тихом океане и пожить там. В Париж хочу. В Испанию, в Италию... Хотелось бы
посетить центры мировой культуры. А вообще-то...
Закроешься в ванной с тетрадкой - и вроде как . проблем никаких и нет.
П. Кузнецову
Призрачный мир.
Голубой туман.
Миражей кумир.
Песков обман.
Олег мало похож на наших задерганных жизнью горожан: слишком весел и спокоен. То ли потому, что слишком легко относится к житейским проблемам, то ли потому, что душа его витает где-то там — в фантастических лесах и космосе...
Елена ЖОЛУДЕВА
«Город»
№28(30) сентябрь 1996 г.
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВАЛЕНОК» ОЛЕГ БЕРЕЗИН
Десять лет назад художники, Березины ткнули наугад пальцем
в карту Советского Союза... И теперь они
живут в Тольятти, Что подвигло их покинуть славный и почти заграничный Выборг — семейная тайна.
Я беседую с Олегом, поскольку мне интересно: с чего это человек с «Мухинкой» за плечами ударился в писательство, издав за два года восемь книжек? И как он так пишет, что, прочитав его поэму «Пушка», несмотря на всю непритязательность поэтического слога, в конце чувствуешь, как закипают слезы. Обычная ведь кошачья история — выгнали животное из дому, а малолетние хулиганы его сожгли. Но как прочитаешь: «Сдохла... А перед тем — в бреду мурлыкала, урчала, хозяину колени согревала....»
— Да что я, и мужики плачут, — это Татьяна. говорит, Олегова жена.
Мама Олега всю жизнь работала инженером БТИ и всю жизнь писала стихи. Издала книжку.
— Мне всегда казалось, что мама за нимается ерундой! Тем не менее со временем сам начал писать. Чтобы нормаль но прожить один день, мне нужно что-то написать — стихи, высказывания. Да, афоризмы, как у Козьмы Пруткова, только лучше.
Книжку готовлю, девятую...
В прошлом году я митьковский конкурс выиграл. Ну, не выиграл, второе ме
сто занял. Первое место занял семидесятишестилетний митек из Америки. Половина митьков уехала из Питера за границу — кто в Америку, кто в Израиль. И они затеяли этот творческий конкурс — там и музыка, и поэзия, и рисунки — в целях примирения еврейского эстетизма с митьковским, спонсоры были из Израиля.
В качестве приза мне дали поездку в Израиль, но я ее... прозевал, у устроителей не было моих координат, а я в это время ногу сломал и не мог дать о себе знать. Потом мне объяснили: когда лотерея, призы можно только до определенного срока получить. Так же и призовая поездка - а то, дескать, ты и через десять лет явишься.
Я узнал случайно, что я выиграл. Я маме отдал книжку «Пять поэм», а мама отдала моему другу, а друг отдал на конкурс. Узнал я, когда во двор вышел. Мужики соседские услышали по телевизору, что меня отметили «Серебряным лаптем», и начали дразнить. А я ничего не знаю! Когда я в Питер наконец приехал, мне шестьсот тысяч дали. А лапоть забрал мой друг и оставил его у своей подруги. Я к ней заезжал, а она на даче была. Да пусть лежит. Думаешь, он серебряный? Обыкновенный лапоть покрасили серебряной краской — это же митьки. Даром он мне не нужен, куда я его дену, тараканов, что ли разводить!
— Нет, тебе не лапоть, тебе валенок серебряный надо было дать! — не выдерживает Татьяна и прерывает монолог мужа.
Она считает, что Олег «по жизни — чистый митек», и возмущается его пофигизмом, поскольку победой Березина гордится.
— Сами они все митьки, — загадочно возражает Олег.
— Митьки носят тельняшки, пьют порт вейн и едят зельц, — эрудированно перечисляю я три кита митьковства.
— Сейчас митьки совсем другие. Я разговаривал в Питере с неким митьком
Славой, на нем были кроссовки «Рибок», весь прикид фирменный, а от митьковства
остался только школьный пиджак. У них там стоят компьютеры, всякие шторы — они зарабатывают деньги. А тельняшки — жлобство, китчевый имидж.
А я ни к какому движению не примыкаю. Я придерживаюсь направления «поэзия души». Я считаю, что это новое направление. Я пишу на одном дыхании, не переправляя написанного.
— Олег, твои стихи похожи на мамины?
— Нет, абсолютно. У мамы все стихи про любовь, про море, про папу, как она
его долго ждет. Он у меня моряк, старший механик.
— Среди местной, так сказать, богемы существует традиция пренебрежительно
отзываться о тольяттинских художниках и поэтах — Мол, чего уж... Провинция. С кем
ты общаешься, кого уважаешь за талант?
— Из поэтов — с Бессоновой и Мисюком постоянно. Мисюк получше, честно
говоря. А что касается — провинциальный, столичный, то это ерунда. Какая разница
где? Мисюк — поэт, Игорь Мельников — тоже.
— А что скажешь о наших художниках?
— Люди здесь почему-то очень жаждут продаться и подгоняют свое искусство
под это дело. В Питере, например, в витрине лавки художников вывешены красивые рамки, а внутри картины или, просто на холсте, или обиты реечками. Там смотрят на произведение, а не на рамку. А здесь — если у тебя плохая рамка, то не купят.
— Но есть-то хочется, надо, чтобы купили...
— Если он рисует специально, чтобы продаться, — это уже не художник. Ван Гог
за всю жизнь продал одну картину.
Беседовала Надежда БИКУЛОВА.
«Площадь СВОБОДЫ»
15 октября 1997 г.
«РИСОВАТЬ МОГУ ЛИШЬ ТО, ЧТО ЛЮБЛЮ»
Она чаще всего работает в технике пастели, напоминающей своей хрупкостью и невероятной красотой рисунок на крыльях бабочки. Именно пастель выбирает художница, умея использовать ее декоративные возможности, насыщенность цвета, светоносность и ощущение нематериальной легкости. Эта техника не так проста, как кажется порой глазу, и что-то без ущерба изменить в готовой работе практически невозможно, но ей интересно создавать новые, неожиданные эффекты при помощи фактуры бумаги, по-разному используя все поверхности пастельного мелка, цветную пыль и пастельные крошки. Картина всегда обладает эмоциональным и интеллектуальным зарядом. Для художника в искусстве важнее, конечно же, эмоции, чувства. И она передает их в цвете - не всегда ведь важно, что нарисовано - это может быть и абстракция, - главное, чтобы цвет передавал музыкальную суть. Подсознательная символика цвета позволяет психологически тонко воздействовать на эмоциональную сферу зрителя, и наша художница стремится к тому, чтобы цветовая гамма работы отражала одновременно полноту мира и в то же время скрытую, (а в природе явную) гармонию: ее холодные тона несут в себе спокойное, духовное начало - стихию воды и воздуха, а теплые выражают животную силу жизни, материнское начало, стихию земли и огня. Рациональный смысл более выражен в линии. Линия ровная, четкая, обнаруживает художника уравновешенного и немного «засушенного», рваная, хаотичная, неровная по толщине характерна для нервного, впечатлительного человека. А какова Марина Шляпина? Сама о себе она говорит так: «Рисовать могу лишь то, что люблю, что вызывает у меня положительные эмоции: провинциальные домики, деревья, облака, большая река, цветы, любовь, свобода, понравившиеся люди, ангелы, бабочки, что-то очень русское, туман, легкая грусть, недосказанность, немного иронии...»
То что не нравится - политика, борьба, мужской шовинизм, женская вульгарность, тупое самодовольство, показное богатство. Стараюсь не держать это долго в голове и не фиксировать на бумаге, дабы не тиражировать зло. Хочется, чтобы зрители не взвинчивались, глядя на мои работы, но немного успокаивались и вспоминали, что они люди в общем-то неплохие. Искусство это ведь всегда сеанс гипноза - оно либо лечит, либо калечит. Я, к примеру, свое неустойчивое душевное устройство после нежелательных столкновений с миром восстанавливаю блужданием по улицам, музыкой и стихами.
О, что мне делать с этим бедным даром -
Влюбляться в окна, синие, как небо,
В сосульки, что повисли на карнизах,
Кривые и блестящие, как сабли -
Во все, что нам дается жизнью даром,
Но что для сердца делается хлебом:
И ветки скрип, и вечер тучек сизых,
И снега шелест, и улыбка чья-то...
В этом стихотворении В. Соколова есть почти все то, что не хочется терять в жизни, сохранить и поделиться с людьми.
Ольга Куцева
«Деловая дама Тольятти» №4(9) декабрь 2002 г.
ПРОЗРАЧНЫЙ МИР ХУДОЖНИЦЫ ШЛЯПИНОЙ
Третьего июля в Тольяттинской картинной галерее открылась выставка члена союза художников
"Солярис" Марины Шляпиной "Ускользающий мир ".
На выставке в ТКГ представлено 75 оформленных работ и около 120 в листах. Глядя на картины Шляпиной, выполненные в манере мягкого лиричного экспрессионизма с элементами абстракции, действительно попадаешь в ускользающий мир. Мир Шляпиной - это прежде всего мир эмоций и душевных порывов, которым художница мастерски сообщает форму с помощью акварели или пастельных мелков. В этом мире реализуется идеальное, которое сначала чувствует, а потом уже видит художница. Так что материальные предметы здесь вторичны. Все, что изображено на картинах Шля-пиной: люди, животные, деревья, - прозрачно и имеет легкий наклон, словно через мгновение навсегда исчезнет с полотна, подхваченное ветерком.
В большинстве случаев героиня картин Шляпиной - женщина. По мнению Марины, женская суть ближе к человеческой сущности вообще. Это свое мировоззрение художница и воплощает в картинах, дышащих теплом и умиротворением.
Шляпина - одна из наиболее известных художниц в городе. Именно она оформляет единственный в Тольятти литературно-художественный журнал "Город". Марина неоднократно участвовала в коллективных проектах, а также представляла свои картины на персональных выставках.
Впрочем, последние три года ее не было видно: рождение ребенка потребовало уединения. Но если светская жизнь Шляпиной и замерла, у творческой появилось новое дыхание.
Все это время художница вдохновенно работала, собирая картины для выставки. Некоторые из них тольяттинцы уже могли видеть в галерее "Девяти", где недавно проходил мини-показ работ Шляпиной - так сказать, пробный камень после продолжительного отсутствия.
Татьяна Шохова, ИА "АРиА"
«Тольяттинское обозрение» 8 июля 2003 г.
УСКОЛЬЗАЮЩИЙ МИР МАРИНЫ ШЛЯПИНОЙ
Картины члена творческого союза художников «Солярис» Марины Шляпиной выставлены во многих художественных салонах Поволжья. Вот уже несколько лет художница оформляет тольяттинский литературный журнал «Город», иллюстрирует поэтические сборники, время от времени её работы появляются в местных журналах и газетах. Этим летом в Тольяттинскои картинной галерее прошла персональная выставка Марины Шляпиной «Ускользающий мир». Представляем читателям «Литературной России» фрагменты монолога художницы о жизни, творчестве и многом другом.
Судьбы счастливый поворот
Кем бы я ни работала (учителем иностранного языка, сторожем, журналистом и редактором газеты), всегда рисовала. Но это получалось легко и потому казалось чем-то несерьёзным. И только когда я познакомилась со своим будущим мужем (поэтом Владимиром Мисюком. — Е.Б.), он убедил меня в том, что я могу заниматься этим профессионально. Вообще, это был первый мужчина, который сразу серьёзно воспринял мои рисунки, стал помогать вырезать стекло, делать рамки, натянул холсты, — так что пришлось взяться за масло.
Художник в быту
В принципе, искусство и семья, конечно, сложно сочетаются. Ито, и другое требует много эмоциональных сил. А силы на всё идут из одного источника, поэтому часто бывает — хороший человек и плохой художник...
Очень многие думают примерно так: помыла пол, сходила в магазин, постирала, потом можно и порисовать. Но чтобы работа получилась, до этого нельзя ни пол мыть, ни в магазин ходить — надо поболтаться без дела, повитать в облаках, а внешне это кажется бездельем. Поэтому, если живёшь не одна, конфликты неизбежны, и я стараюсь их не усугублять.
То, что получше картин
Но как и всё в жизни имеет обратную сторону, так и семья одновременно становится источником нового. С рождением ребёнка открываются банальные истины о том, что не надо пыжиться, стараться быть оригинальным, достаточно делать что-то небольшое, но приятное.
Раньше, ещё до его появления, мне хотелось, чтобы он стал кем-то выдающимся, сейчас мои замыслы не столь честолюбивы.
Картины Марины Шляпиной выставлены во многих художественных салонах Поволжья. Вот уже несколько лет художница оформляет тольяттинский литературный журнал «Город», иллюстрирует поэтические сборники, время от времени её работы появляются в местных журналах и газетах. Этим летом в Тольяттинской картинной галерее прошла персональная выставка Марины Шляпиной «Ускользающий мир». Представляем читателям «Литературной России» фрагменты монолога художницы о жизни, творчестве и многом другом.
Мережковский, рассуждая о России начала ХХ века, цитирует забытого писателя середины XIX-го: «...всепроникающая тоска... Бодры и трезвы у нас в России только мошенники и воры». Сейчас я вижу то же самое, и мне бы хотелось, чтобы мой Арсений был бодр и трезв и при этом не был мошенником и вором.
А вообще, мне всё время кажется, что он сам по себе, просто воспользовался родителями, чтобы появиться на свет...
Каждому нужна своя норка
Помню, меня когда-то очень поразило: я прочитала, что в одном зоопарке стали умирать белки, без всяких видимых причин: и кормили их как следует, и внешне они выглядели здоровыми. Потом зоологи поняли, в чём дело: оказывается, наступила перенаселённость, и белкам уже не оставалось места, где бы они могли, как в природе, уединиться. Что уж говорить о людях... А наши квартиры всё это жутко усугубляют. Даже самых близких и любящих людей эта теснота может довести до бешенства.
Моя мечта — дом в деревне, чтобы жить там с весны до поздней осени, а зимой — продавать картины. Огурцы и картошку я вряд ли бы стала там выращивать, пусть будет небольшой вишнёвый сад, моя любимая рябина и много цветов. Очень люблю белые цветы: пионы, хризантемы, а белые тюльпаны — красота неописуемая.
Слова и образы
Филологические игры меня всегда увлекали. Стоя на улице, продавая картинки, сочиняла «сиротские песенки», дабы привлечь задушевным пением побольше покупателей.
Литература меня вдохновляет порой больше, чем изобразительное искусство. Сейчас читаю древнекитайских философов Лао-Цзы и Чжуан-Цзы. «Много радуетесь — нарушаете Ян, много гневаетесь — нарушаете Инь». Восточная культура меня привлекает медитативностью, тем, о чём говорил русский поэт В.Соколов: «О, расскажи о том, что происходит, когда не происходит ничего...» Когда вдруг останавливаешься, перестаёшь суетиться и оставляешь судорожные попытки ухватить жизнь в кулак, то действительно начинаешь ощущать что-то вневременное — сильное и спокойное течение жизни.
Поэтому я стараюсь отдаться естественному ходу вещей, не форсируя события. Единственное, чему я всегда сопротивляюсь, — это утрата свободы и явное насилие. А когда человек не испытывает боль, он живёт в раю.
Иногда совсем не рисуется, зато сочиняются стихи:
Сначала испаряются фразы,
Потом исчезают слова,
И теряются языки:
английский, немецкий
и русский.
Но вдруг вспоминаешь
давно забытый
Язык молчаливый шелестящих
крыльями серафимов,
Язык безоблачных
летних ночей.
Так звери, оставшиеся одни
без присмотра,
Теряют облик разумный,
Нарисованный на диких мордах
Многоопытным доктором
Моро.
Вeтep в башне
Стерильного отношения к жизни не приветствую. Человек, ничего не видевший, не переживший несчастий, не сможет ничего сказать людям и понять себя. Конечно, не стоит специально провоцировать какие-то истории, достаточно просто не отстраняться от происходящего. Особенно это важно для писателей, художник ещё может жить в башне из слоновой кости: чтобы рисовать, ему иногда достаточно ощущать цвет. Хотя, по-моему, и художнику полезно выбираться наружу и глупостей всяких понаделать, чтобы не чувствовать себя ангелом.
Что сердцу мило
Всё, что сделано без любви, всё пропало зря — пустая трата времени. Поэтому рисую то, что люблю: чайники, кружечки, провинциальные домики, деревья, облака над большой рекой, цветы, любовь, свободу, странных женщин и бородатых мужчин, что-то очень русское и японское: недосказанность, грусть, ироничность. В простых предметах, что вокруг, скрыто гораздо больше глубины, чем в любых сюрреалистических наворотах.
...И никаких гвоздей
Смешно вспоминать, как раньше я вклеивала в масло какие-то лезвия, экспериментировала с гвоздями, старыми ключами, — хотелось найти какие-то новые выразительные средства. Сейчас мне кажется, что традиционными, веками проверенными материалами выразить свои эмоции можно куда удачнее.
В общем-то, весь двадцатый век во многом был потрачен на поиск чисто технических средств выражения — динамическое, саморазрушающееся, взрывающееся искусство... это естественно: меняется время, меняются ощущения. С одной стороны, человеческая природа осталась прежней, с другой стороны, атмосфера изменилась. Сюжеты отались вечные, но их выражение изменилось. Бессмысленно стараться быть вторым Шишкиным или Айвазовским. У них был другой экзистенциальный опыт, нежели наш, который ничем не хуже, но он другой.
Apm-mepaпия!
Будучи по природе несколько холериком, стараюсь себя сдерживать. И в собственных работах
как будто гипнотизирую себя: пытаюсь найти внутреннюю точку спокойствия среди стихийного хаоса. Вот, например, «Девушка в баре» — вокруг красно-оранжевый удушающий угар, а её лицо спокойно, она остаётся прохладной, отстранённой от окружающего. Иногда работы могут быть почти абстрактные, подчиняются только музыкальной сути цвета. Мягкие перетекания полутонов, цвета в цвет, по-моему, успокаивают. Коты и рыбы, столь любимые мною, тоже обладают успокоительным свойством. Есть у меня работы, которые я называю «бешеными», сделанные в состоянии нервозности, они и впоследствии взвинчивают меня, и поэтому они остаются спрятанными под диваном.
Иногда мне думается, что я могла бы быть врачом, лечила бы людей травками...
Перспективы
Иногда я представляю себя в старости: задумчивая старушка-побирушка: «Купите открыточку, господа». А иногда рисуется более радужный образ — легкомысленная любимица внуков-миллионеров.
Евгения БУЛГАКОВА
г. ТОЛЬЯТТИ
рисунки Марины ШЛЯПИНОЙ
«Литературная Россия» №31 (2111) 1 августа 2003 г.
ОТКРЫТЫЙ ГОРОД
В отделе современного искусства Самарского художественного музея состоялось награждение победителей
областного молодежного конкурса "Открытый город". Третье место в номинации "Живопись, графика "присуждено
толъяттинской художнице члена творческого союза художников "Солярис" Марине Шляпиной.
Работы участников оценивались по четырем номинациям: видеоарт, фотография, художественный проект и графика с живописью. Проходил конкурс в два этапа: сначала работы оценивало региональное жюри, а затем интернет-жюри (в том числе представители Третьяковской галереи и Государственного центра современного искусства). В рамках конкурса подготовлен сайт, на котором можно посмотреть работы конкурсантов, а также высказать о них свое мнение. Организаторам хотелось максимально широко представить таланты Самарской области - надо полагать, им это удалось.
Единственная тольяттинская победительница в одной из номинаций Марина Шляпина в особых представлениях не нуждается: в городской художественной среде она известна давно. Марина иллюстрирует книги тольяттинских писателей,
участвует во всевозможных выставках, а завсегдатаям художественных салонов давно полюбились ее авторские открытки с разнообразными котами.
Вячеслав Смирнов,
«Тольяттинское обозрение» 15 марта 2005г.
НОВАЯ ГАЛЕРЕЯ
Библиотечно-сервисный центр Комсомольского района (ул. Чайкиной, 71) передал свой выставочный зал для проведения совместных культурных мероприятий творческому союзу художников "Солярис".
На днях президент "Соляриса" Олег Березин заключил договор о сотрудничестве с директором городской библиотечной системы Валентиной Юсуповой.
Еще до заключения договора с начала этого года художники провели на выставочных площадях библиотечного центра отчетную выставку своего союза, а также проходящую ныне выставку живописи и фотографии Олега Березина и Сергея Сизенко. В формате всех выставок и проводились, и планируются проводиться впредь различные интерактивные вкрапления с участием не только художников и фотографов, но и музыкантов, литераторов. Годовой план мероприятий в рамках выставки - уже утвержден.
Так, в ближайшее время, предположительно 21 апреля, в выставочном зале состоится открытие выставки художницы Марины Шляпиной, а также творческий вечер поэта Владимира Мисюка, редактора тольяттинского литературного журнала "Город".
«Тольяттинское Обозрение» 6 апреля 2005 г.
Вячеслав Смирнов,
фото Михаила Сучкова
ОТЧЕТНЫЙ "САЛАТ" ОТ "СОЛЯРИСА"
В выставочном зале библиотеки на улице Чайкиной открылась новая выставка. Свои живописные, графические и декоративно-прикладные произведения представили участники Творческого союза художников "Солярис". Как рассказал руководитель объединения Олег Березин, "Солярису" в прошлом году исполнилось 15 лет, за это время состав участников обновился и помолодел. Новые имена для любителей изобразительного искусства - Ксения Шестоперова и Ольга Чуркина; обе - выпускницы ТГАС. Уже известные тольяттинцам Марина Шляпина и Елена Терпиловская представили свои новые картины, наполненные философским смыслом, а Галина Землякова - экзотические батики. Разноплановость работ даже подвигла Березина, выставившего серию пейзажей и графическую "пушкиниану", обозначить отчетную выставку как "Зимний салат". Название неофициальное, но в духе "Соляриса". Выставка продлится до конца февраля.
Надежда Бикулова
«Презент» №22 14 февраля 2005 г.
ТВОРЧЕСТВО И ТВОРЧЕСТВО
В юношеской библиотеке на Чайкиной, 71, открылась отчетная выставка творческого Союза художников "Солярис". На выставке представлены живопись, графика, прикладное искусство.
Обращает на себя внимание композиция Галины Земляковой "Ритм" - батик с какими-то испанскими, африканскими, египетскими мотивами. Далее по периметру следуют картины Олега Березина и Марины Шляпиной, по сравнению с остальными участниками выставки работы этих художников представлены наиболее широко. У Березина (который, кстати, является председателем ТСХ "Солярис") наиболее приметен цикл "Пушкиниана", все остальное - различные пейзажи, пленэрные наброски. У Марины Шляпиной работы настроенческие, порой зрителю сложно определить содержательную часть сочетания цветовых пятен, если бы не подпись к картине. Еще Марина представила свои авторские открытки - забавные кошки, котята, коты и... маленькие рыбки.
У художницы Ольги Чуркиной выставлена лишь одна, но обращающая на себя внимание работа: сложная тканево-бумажная аппликация, поверх которой вытянулась бодренькая надпись "Собака лает на луну, а почему - я не пойму".
У Елены Терпиловской сюжетика разнообразна: натюрморты, пейзажи, коты, русалки. Наособицу стоят два портрета: "Поэт" и "Портрет поэтессы Л. Бессоновой", изображающие, разумеется, тольяттинскую поэтессу Любовь Бессонову.
Запомнились рваные тонкие линии в графических работах Ксении Шестоперовой из ее небольшого цикла "Муха-Цокотуха". В несколько иной стилистике решены работы цикла"Египетские сюжеты".
Экспозиция выставки выстроена как-то по-домашнему, да и на открытие пришли зрители, близкие самим художникам. На этой оптимистичной ноте можно было бы и закончить... Но в последнее время коллективные выставки городских художников, представителей разных творческих союзов, немного отдают нафталином: выставляются довольно старые работы, экспозиции не выстроены ни стилистически, ни тематически, ни композиционно,
появляется много откровенно слабых работ. На то есть несколько причин. Вне зависимости от дарования, ради поддержания жизненного уровня художники и обязаны, и вынуждены заниматься всем чем угодно, кроме творчества, которое приносит в основном лишь моральное, и в меньшей степени - материальное удовлетворение. В советское время член Союза художников был обязан за некий отчетный период провести какое-то количество персональных выставок, поучаствовать в коллективных городских, региональных, всесоюзных), за это государство предоставляло ему мастерскую. Плюс ко всему государство регулярно закупало у художников работы в фондохранилища и осуществляло различные социальные заказы. В принципе, и теперь, чтобы минимизировать расходы на аренду мастерских, художники в плановом порядке на различных площадках проводят выставку за выставкой, вынужденно отрабатывая заботу родного государства. Но только не нужны уже художники властям любого уровня, и, чтобы совсем не загнуться, не самораспуститься, приходится в ущерб творчеству заниматься всем, кроме творчества. А вообще выставка хорошая. Едва ли ее стоит сравнивать с теми, которые привозят богатые спонсоры, желающие из миссионерских соображений принести подлинную культуру нам, темным аборигенам.
«Тольяттинское обозрение» 9 февраля 2005 г.
Вячеслав Смирнов, фото Михаила Сучкова, ИА "APuA"
"СОЛЯРИС" ПРИГЛАШАЕТ
Творческий союз «Солярис», уже пятнадцать лет объединяющий самобытных тольяттинских художников, 7 декабря провел открытие очередной отчетной выставки в стенах библиотеки на ул. Лизы Чайкиной. На вернисаже были представлены работы как «патриархов» и организаторов этого неформального клуба (таких как Олег Березин, его председатель, известный горожанам не только как художник, но и как поэт, член Союза писателей, выпустивший два собственноручно оформленных стихотворных сборника; оригинальный художник-живописец Елена Терпиловская, график Марина Шляпина, художник-педагог Сергей Попов), так и талантливой молодежи – Ольги Чуркиной и Ксении Шестоперовой. Как отметил Олег Березин, «Солярис» изначально открыт для самых разных художественных течений и веяний, главное, чтобы работы были искренними. Поэтому живопись и графика, представленные на выставке, отличались стилистическим и мировоззренческим многообразием. Камерные этюды размером с ладонь в нарочито лубочном стиле с видами природы прекрасно дополняли декоративные, темпераментно выполненные батики по греческим и египетским мотивам Галины Земляковой. А портрет известной тольяттинской поэтессы Любови Бессоновой кисти Елены Терпиловской кроме бесспорного сходства являет и интересный образ психологического выражения поэта вообще. Выставка продлится до конца марта.
Вадим Гнатовский
"Городские ведомости"
№ 10 (379) 11 февраля 2005 года
АНТИБУРЖУАЗНОЕ ИСКУССТВО «СОЛЯРИСА»
С началом весны активизировалось довольно холодно относящееся к мнению тольяттинского зрителя общество художников «Солярис».
Насчитывая пятнадцать лет от роду, что само по себе солидный возраст, «Солярис» славится тем, что ряды его пополняются молодыми и авангардными художниками. На открытии очередной выставки-акции под интригующим названием «Город. Люди. Собаки», которое состоялось в минувшее воскресенье в библиотеке на улице Чайкиной, было совсем не многолюдно. Что не помешало эстетствующим наблюдателям посмаковать урбанистическую живопись молодых (и не очень) авангардистов, коих представляли на нынешней экспозиции всего два художника – Олег Березин и Сергей Сизенко. Коллег по художественному цеху из других союзов, равно как и представителей городского Департамента культуры, на этом вернисаже не было, да и не могло быть: художники не видят смысла в их присутствии. Были самые близкие друзья и два представителя СМИ. И они не разочаровались. Поскольку группа спонтанной музыки MD-band (Эдуард Тишин – труба, Михаил Романюк – фортепиано) презентовала пришедшим на вернисаж модный и весьма актуальный спонтанный джаз.
Основатель творческого союза «Солярис» Олег Березин выступил на выставке в неожиданном амплуа фотохудожника, представив суду зрителя камерные и очень красноречивые (как он сам выражается, «антибуржуазные») снимки уютных и заброшенных уголков Выборга и Санкт-Петербурга, а также репинских Пенатов – Мекки живописцев России.
Вадим Гнатовский
"Городские ведомости"
№ 24 (391) от 5 апреля 2005 года
ТОНКОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Творческий союз художников “Солярис” в
своей новой галерее представил фотовыставку “Жизнь, идентичная
натуральной”. Примечательно, что три автора этой выставки - сотрудники
нашей редакции.
Библиотечно-сервисный центр Комсомольского
района (ул. Чайкиной, 71) с начала этого года предоставил свой выставочный
зал “Солярису” для проведения различных выставочных мероприятий. Участники
нынешней выставки объединились не только на основе единого жанрового
направления, но даже подвели под концепцию экспозиции некую идеологическую
базу.
Тема “Жизни, идентичной натуральной” на
первый взгляд довольно проста: каждый видит жизнь так, как она выглядит.
Но поскольку в последнее время появилось много различных заменителей,
“идентичных натуральным”, как пишут на упаковках, то не исключено, что уже
в ближайшем будущем все, что нас окружает, будет иметь приставку “как бы”.
“Сплошная нефть, - пошутил один из фотохудожников, - молоко из нефти,
фотопленка из нефти - все что угодно”.
- Каждый человек подмечает то же самое, что
и мы, довольно часто, но не уделяет этому должного внимания. За счет
нюансов мы и живем, - с этими словами и была “как бы” открыта “как бы”
выставка.
Сама выставка напоминала фотосессию:
казалось, коллег-фотографов в залы набилось больше, чем рядовых зрителей:
все снимали друг друга, разношерстную публику, происходящие тут же
жанровые сценки. Один из участников выставки, Алексей Кондратьев, устроил
презентацию своего нового альбома, записанного совместно с Дмитрием
Карабутом, - “Зубы Наста”. Небольшой концерт представлял собой игру на
экзотическом инструменте под названием дратган (одна из модификаций
варгана). Мудреное название инструмента явилось производной от фамилии его
создателя: Кондратьев - Кондрат - драт.
Наконец настала пора осмотреть экспозицию.
Алексей Яблоков своим профессиональных взглядом зацепил колоритные штрихи
самой обыкновенной жизни. У Екатерины Прохоровой странное проскальзывало
даже в обыденном. Столь же странные натюрморты с велосипедным колесом и
автопортреты с ним же - с этой серией работ выступила Людмила Яхтина.
Алексей Кондратьев продемонстрировал коллажи-картины, составленные из
урбанистических пейзажей. Работы Александра Верёвкина напоминали
расконцентрированный взгляд то ли пьяного, то ли страшно близорукого
человека. Михаил Лёзин акцентировал в своих фотографиях внимание на
урбанистических объектах города.
Если брать сравнительный, соревновательный
момент, то, откровенно говоря, наибольшее впечатление произвели работы
Кати Прохоровой, хотя большинство участников выставки далеко не новички в
фотографии. Тем не менее организаторам удалось выстроить композиционную
цельность экспозиции, работы разных авторов словно дополняли друг друга,
передавая от автора к автору своеобразную эстафету. Необходимо добавить, что выставка “Жизнь, идентичная
натуральной” продлится до 28 мая. Следом за ней откроется персональная
выставка художницы Марины Шляпиной. Открытие новой экспозиции будет
объединено с творческим вечером поэта Владимира Мисюка.
Вячеслав Смирнов
18 мая 2005 г.
"Тольяттинское Обозрение"
ПОГРЯЗЛИ В ПАУТИНЕ
Союз художников “Солярис” открыл в интернете сайт, посвященный творчеству своих участников.
В Тольятти “Солярис” существует с 1989 года и объединяет в своих рядах музыкантов, художников, писателей, поэтов. Организовав за последние годы множество выставок и творческих встреч, ребята решили познакомить со своими произведениями пользователей “всемирной паутины”: теперь каждый желающий из любой точки земного шара сможет увидеть живопись, графику, монотипию, пастель и фотоработы тольяттинцев, набрав в интернете адрес http://tsh-solyaris.narod.ru . Пока на вновь созданном сайте работают еще не все разделы, но многие рубрики уже доступны. В разделе “Информация” - краткие сведения о деятельности “Соляриса”, в разделе “Пресса” - заметки о последних выставках, в “Ссылках” можно найти адреса дружественных сайтов, а “Гостевая” приглашает всех желающих высказать свое мнение об увиденном.
Наиболее содержательные разделы сайта - странички, представляющие членов ТСХ “Солярис”. Так получилось, что больше всего размещено работ Олега Березина - председателя ТСХ. Также здесь можно увидеть комиксы Антона Касаткина, жанровые фотографии Максима Смирнова, пастели Марины Шляпиной, а также репродукции картин Александра Брезгина, Сергея Сизенко, Елены Терпиловской, Ксении Шестоперовой, Ольги Чуркиной и других. Как правило, “Солярис” славится тем, что его ряды пополняются молодыми и авангардными художниками.
Любое начинание не обходится без минусов: сайт пока еще находится на первоначальной стадии развития, поэтому некоторые технические шероховатости не устранены, да и объема информации маловато для большого привлечения пользователей интернета. Достаточно долго грузятся картинки, отсутствуют новости, в разделе сведений о художниках есть информация только о Марине Шляпиной. Впрочем, к началу творческого сезона запланированы регулярные обновления сайта, а также усовершенствование его технических параметров для более удобного пользования.
Вячеслав Смирнов,
"Тольяттинское обозрение" 2005
МНОГОЛИКИЙ "ФОРМАТ"
В минувшие выходные коллективной выставкой отметил свое создание фотосоюз "Отдел кадров".
Экспозиция развернулась в зимнем саду Литературной гостиной
библиотеки Автограда и продлится до 4 июня, когда Тольятти отметит День города. Участники не случайно назвали выставку весьма не патетично - "Формат". Дело в том, что работы каждого фотохудожника должны были быть черно-белыми и к тому же форматом 15x20.
В итоге
12 фотографов представили на зрительский суд 118 работ. Несомненно, следует назвать этих славных ребят: Константин Водяницкий, Олег Березин, Михаил
Савченко, Анна Авдеева, Вадим Благодарный, Людмила Яхтина, Екатерина
Долгова, Екатерина Кузьмина. Для кого-то это первый выход на публику, кто-то из участников имеет богатый выставочный опыт и не только в жанре фотографии. Несколько участников работают в городских СМИ. Кстати, четыре сотрудника нашей газеты тоже приняли активное участие в выставке. Это Екатерина Прохорова, Михаил Лёзин, Александр Верёвкин и Вячеслав Смирнов.
Рассказывая о выставке, можно вспомнить давний анекдот. Встречаются два психотерапевта, один другому говорит: "Вчера "Порш" купил. Машина - зверь!" Второй ему отвечает: "Коллега! Мы же профессионалы! Давайте просто достанем и померяемся!"
Так вот, в данном случае едва ли возможно и целесообразно сравнивать творчество участников фотосоюза "Отдел кадров" как с работами друг друга, так и с фотографиями иных объединений и фотохудожников. Каждый имеет свой взгляд на окружающий его мир. И если взгляд фотографа совпадает со взглядом зрителя, значит, зрителю повезло. Ну, а не совпадает - значит, зрителю повезло вдвойне: у него появилась возможность увидеть простые реалии глазами другого человека. Все просто.
Антон Анатольев, фото Андрея Картье-Брессонова
«Тольяттинское обозрение» 21 апреля 2006г.
БЕЗ ГЛАМУРА
Фотопортреты повседневности, такой, как ее видят авторы, предстали перед тольяттинцами в минувшее воскресенье. 120 фотографий двенадцати мастеров жанра оживили стены литературной гостиной библиотеки автограда.
Как рассказал «ПС» идейный вдохновитель выставки Михаил Лёзин, проект не задуман как нечто феерично-гламурное: фотохудожники просто представили по десять фотографий на тему повседневной жизни. Единственным требованием к фотохудожникам было то, что это должны были быть черно-белые снимки формата 20/15. «Мы просто хотели показать на этой выставке разные взгляды людей на город, на мир», — пояснил Михаил. И действительно, на, казалось бы, обычных фотографиях можно увидеть городскую улицу, ветхий дом, боксерский поединок под абсолютно новым углом. Есть тут и совершенно сюрреалистическая композиция под названием «Ночной гость». По словам одного из организаторов и участников выставки президента творческого союза художников «Солярис» Олега Березина, этот проект — не коммерческое предприятие, на его открытие авторы позвали своих друзей и знакомых. Продлится выставка до 4 июня, когда пройдет ее торжественное закрытие, совмещенное с творческим вечером стихов Олега Березина.
Сергей Данилов
"Площадь свободы" 2006
ПОЗИТИВНАЯ ЭКЛЕКТИКА
Подводить итоги всегда приятно: Творческий союз художников "Солярис" в минувшие выходные
открыл в библиотечно-сервисном центре Комсомольского района отчетную выставку.
Экспозиция в итоге получилась эклектичной, но и довольно разнообразной: графика, фотография, живопись - от реализма и авангарда до милого кича. Библиотечно-сервисный центр на улице Чайкиной, 71, давно привечает членов "Соляриса": регулярные выставки привлекают некое количество посетителей, плюс традиционно сопровождаются какой-нибудь культурной программой. В этот раз, например открытие выставки украсила группа "MD-бэнд": трубач Эдуард Тишин и пианист Михаил Романюк выдали авангардный концерт-импровизацию под названием "Орел палку понес". Напеть данные мелодии невозможно, но помедитировать под них - в самый раз. Кстати, один из авторов выставки, Антон Касаткин, участник известной в начале 90-х группы "Гной", в финале мероприятия пробрался к пианино и совместно с Эдуардом Тишиным устроил продолжение концерта.
У Антона, кстати, экспозиция выглядела по-настоящему панковски и деструктивно: неоформленные работы были немилосердно прикреплены скотчем прямо к стене. Одна из картинок называлась "Сидит девица в темнице, а коса на улице" и выглядела так: смерть выглядывает из дупла, а поддеревом, на котором она сидит, валяется коса (сами понимаете - какая).
В выставке в разных ипостасях приняли участие и члены
коллектива нашей редакции: в экспозиции присутствуют графика Александра Веревкина, живопись Михаила Лёзина и фотографии Вячеслава Смирнова, Кроме того, свои работы представили постоянные участники выставок "Соляриса": Олег Березин, Марина Шляпина, Ксения Шестоперова, Алексей Анисимов, Сергей Сизенко, всего полтора десятка авторов.
Есть планы на целое лето, так что, как говорится, следите за рекламой: не удастся посетить одну выставку - обязательно попадете на какую-нибудь другую. Планов-то громадье!
«Тольяттинское обозрение» 24 мая 2006 г.
Антон Анатольев, фото Андрея Картье-Брессонова
АБСТРАКЦИЯ В "КУБЕ"
В среду в художественной галерее "Куб" Союз художников "Солярис" открыл выставку абстрактного искусства.
В подобном формате выставки в Тольятти не проводились примерно с начала 90-х годов прошлого века, когда на это поле активно вышло объединение художников "ЖурМаРин", ныне, увы, почившее в бозе.
На открытии каждый из художников - участников выставки высказал свое представление об абстракции. Здесь было все: от глубокомысленных размышлений о теме выставки до утверждения, что некий участник и вовсе не является художником. Некий товарищ, не принадлежащий к артсфере, подошел к своему знакомому и в шутку заметил: "Я думал, ты приличный человек, а ты - абстракционист!"
В этот раз свои графические и живописные работы представили Михаил Федотов, Сергей Попов, Михаил Лёзин, Марина Шляпина, Олег Березин, Александр Веревкин, Сергей Сизенко. В последнее время в акциях и выставках "Соляриса" стали принимать активное
участие и фотографы: Вадим Благодарный, Константин
Водяницкий, Екатерина Прохорова, Людмила Яхтина и Олег Тарасов. Словом, узок их круг и слишком далеки они от народа.
В контексте выставки замечательно выступил трубач Эдуард Тишин: пока звучали речи, проходили краткие обзоры и экскурсии, разворачивался фуршет, он, забравшись на высокий подоконник и укрывшись занавеской, выводил на своей трубе психоделические трели, соответствующие атмосфере мероприятия.
Работники филармонии, картинной галереи, краеведческого музея, библиотекари - многие сочли нужным посетить открытие выставки. А у вас нет желания заглянуть на нее?
Вячеслав Смирнов, фото Михаила Лёзина
«Тольяттинское обозрение» 9 июня 2006г.
АБСТРАКЦИЯ В "КУБЕ"
В среду в выставочном зале «Куб» открылась выставка художников, входящих в творческий союз «Солярис». Живопись, графика, фотоработы, представленные на ней, выполнены в одном жанре - абстракция. «Абстракцией» выставку и назвали.
— Выставка изначально была задумана так, чтобы в работах не было ни одного реального предмета, — пришлось пояснить смысл представленных произведений руководителю «Соляриса» Олегу Березину. — Точка, черточка, капля — все это тоже способно
передать эмоции. К участию мы пригласили и фотографов, ведь фотографией сегодня стали заниматься многие молодые люди, и я считаю, что это очень позитивно...
Точки, черточки, капли, цветовые пятна — эмоций действительно выше крыши. Работы самого Березина, например «Тень музыки. Полет № 9», напоминают то ли кардиограмму, то ли скачки эквалайзера, прямо «сны мальчика Бананана». Художница Марина Шляпина, известная своими нежными пастельными работами, не раз представленными на городских выставках, тоже проявила себя как знатного абстракциониста. Правда, заметила:
— Абстракция — это не авангард, появившийся и оставшийся
в XX веке. Это как язык — русский или английский, который не устаревает, и люди продолжают им пользоваться. Одни художники предпочитают работать в чистой абстракции, которая не содержит реальных форм, линий и цвета. Но для меня это как подмалевок, который может существовать сам по себе и в котором не меньше эмоций, мыслей и переживаний. Я считаю это в какой-то мере пройденным этапом, сейчас мне интересны более реальные вещи...
Художник Александр Веревкин, ухватившись за мнение Марины Шляпиной, высказался еще проще:
— У живописи один язык. У меня с ним проблемы, и это видно...
В этих высказываниях, безусловно, есть доля кокетства. На самом деле выставка получилась очень озорная и симпатичная. Есть здесь работы, над которыми можно подумать, есть и такие, которыми просто приятно полюбоваться, есть откровенные шутки, под которые при желании всегда можно подвести некую философскую основу. И в этом смысле все зависит уже от зрителей. Кому-то по душе придется сфотографированный Олегом Тарасовым затейливый дымок от благовоний, а кому-то пастель Марины Шляпиной «Жизнь»: полоса белая, полоса черная, одна пошире, другая поуже и не всегда они чередуются...
«Газета Тольятти»
№23 (131) 9 июня 2006г.
Елена САФРОНОВА
ЖЕНСКИЕ ТЕЛА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Чтобы разгадать их тайные рисунки, сведущие люди решили созвать детей.
Нет, речь не идет о чем-то сверхсекретном и зашифрованном. Это «Абстракция» — новая выставка, открывшаяся в выставочном зале «Куб». Фотографы, художники и просто выдумщики творческого объединения «Солярис» как-то собрались вместе и вспомнили, что выставка абстракционизма не проводилась в нашем городе аж с 90-х годов. Исправить эту оплошность они решили коллективным трудом. Каждый предоставил на выставку по два-три произведения и дал им какое-нибудь туманное название. Одни работы представляют собой фотографии, другие написаны красками. Что же на них изображено? Трудно сказать,
но каждый в изогнутых, перечеркнутых, смазанных линиях видит свое. Это, понимаете ли, абстракция. Сами художники о своих работах не говорят, предпочитают загадочно улыбаться. Может, они и сами не знают, что там?
Хозяева выставочного зала отмечают, что последнее время тольяттинские художники ударились в импрессионизм и сюрреализм, а тольяттинцы тем временем стали все чаще заходить в галереи и спрашивать «что-нибудь абстрактное». Об абстрактной картине мечтают в основном руководители офисов, банковские служащие, крупные предприниматели. Все они готовы подобные произведения искусства повесить в своем кабинете.
Среди представленных авторов можно встретить уже достаточно известные фамилии тольяттинских художников. Например, Константин Водяницкий — один из немногих авторов, кто решил не продавать свою работу. Михаил Лёзин, Олег Березин, Вадим Благодарный удивили публику, знающую их, как правило, по репортажным снимкам, работами в жанре абстракции. Но наибольшее внимание привлекают три работы молодого начинающего фотографа Олега Тарасова. Он запечатлел струящийся дым от палочки благовоний. Оказывается, каждая струйка дыма, по его мнению, имеет форму женского тела.
Хозяева выставочного зала решили, что на выставку необходимо организовать экскурсию для детей. Их они хотят использовать в корыстных целях, надеются, что дети своим «не загнанным в рамки сознанием» дадут трактовку абстрактным произведениям искусства.
«Площадь свободы»
14 июня 2006 г.
А ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?
Первое впечатление: как
это вообще можно рецензировать?! Полное недоумение. Я в
галерее «КУБ» (улица Жилина, 44) на выставке членов
творческого союза художников Тольятти «Солярис». Живопись,
графика, фото. Тема: абстракция.
…Вдох – выдох. Спокойно! Вытащила с чердака памяти (с
трудом) определение абстракции как стиля. Может, я
действительно давно не сдавала экзаменов по теории искусства и
напрочь все забыла?! Да нет, все правильно: абстрактное (от
латинского abstractio – отвлечение) есть противоположное
конкретному. Вроде как снимок ауры объекта. Его энергетическая
сущность. Кто что увидит – непредсказуемо, но непременно
притягательно. Это если все правильно и без вранья, с полным
осознанием художником сути вещей. Тогда и колористическое
решение, и композиция – все гармонично и без вопросов. Стоишь
и ловишь ощущения и кайф от того, как они потом, шурша и
переливаясь, трансформируются в полуобраз, полусон…
И где?! Может, чьи-то черно-белые дымки от гаснущих свечей
– это абстракция? Да, в них и в самом деле угадывается нечто
отдаленно напоминающее женские фигуры. Но с таким же успехом
можно было представить на выставку фото коряги в форме лесного
зверька или какой-нибудь выразительной скалы над морем.
Господа, природная абстракция еще не есть художественная, она
ею может стать только при определенных обстоятельствах, увы! И
не то чтобы я была абсолютно чужда данному явлению в
изобразительном искусстве и напрочь отрицала нелюбимое. Да,
признаюсь, равнодушна к «Черному квадрату». Но уважаю Малевича
со всеми его многочисленными авторскими копиями. Как и многие
произведения других прошедших проверку временем
абстракционистов начала XX века, Кандинского прежде всего. И
талантливые и честные работы современников, будь они хоть
помидорами по асфальту исполнены, я разгляжу. Здесь таковых
насчитала немного.
Ощущение неоднозначное: то ли зрителя водят за нос, шутят,
в общем, художники, то ли проверяют на вшивость, что еще
противней. Еще вариант: просто собрали по сусекам в мастерских
то, что уж совсем не похоже на реализм, и решили, что сие и
есть абстрактные художественные произведения. Достойные того,
чтобы их так вот обильно выставить.
Извините, если кого обижу, но из участников только к Марине
Шляпиной да, пожалуй, к Михаилу Лёзину как к не совсем
случайным авторам работ в абстрактном стиле у меня, посетителя
выставки, не слышавшего ни вступительно-пояснительных речей,
ни состоящего в родстве и дружбе с членами творческого союза
«Солярис», не возникло вовсе никаких вопросов. К остальным,
впрочем, тоже вопросов нет, но уже по причине отсутствия
предмета обсуждения.
София Горонок
"Городские ведомости"
ЛИНИИ, КАПЛИ И НИКАКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Творческий союз художников «Солярис»
решил сделать сюрприз всем любителям нестандартного искусства.
Работы тольяттинских абстракционистов можно увидеть в
выставочном зале «КУБ».
Елена Ковалева, заведующая выставочным залом
«Куб»: "Первый раз подобная выставка проводилась в
девяностых годах. На сегодняшний день подобных работ, пожалуй,
не встретишь ни в одном выставочном зале города
Тольятти".
На выставке представлены произведения:
Михаила Федотова, Сергея Попова, Олега Березина, Михаила
Лёзина, Екатерины Прохоровой. Работы выполнены в разной
технике: графика, живопись, коллаж и фотографии. Кстати,
снимки - уже неотъемлемый элемент любой европейской выставки
абстракционизма. Одни художники живут и творят только в этом
жанре, другие обращаются к нему лишь на какое-то время.
Например, для Марины Шляпиной абстракции некий подмалевок,
промежуточная ступень между прошлым и следующим шагом в
творчестве.
Сюрпризом для всех стала живая абстракция:
неизвестный молодой человек на подоконнике, играющий на
странном музыкальном инструменте. Название картине дали сами
зрители – «Загадка абстракциониста», и не как иначе.
Оригинальным завершением нестандартной экспозиции
стала импровизированная картина на полу выставочного зала. Еще
до начала открытия, организаторы размотали клубок ниток
и все желающие могли внести свою лепту в напольное
произведение искусства.
Татьяна Макитрина,
телевизионный центр "ЛИК".
ЛЕТИ С ПРИВЕТОМ, ВЕРНИСЬ С ПОРТРЕТОМ
30 июня в библиотечно-сервисном центре Комсомольского района открылась выставка творческого объединения «Солярис» под названием «Портреты». Порядка сотни живописных, графических и фоторабот — лица, лица, лица... Строго документальные и реалистичные, абетрактно-настроенческие и дружески шаржированные. К жанру портрета авторы постарались подойти нетривиально.
Сергей Попов представил серию документальных черно-белых снимков пасторальной тематики. Деревенские зарисовки: отдых в поле, ремонт покосившегося домика, отдых на резном крылечке. Обветренные загорелые лица деревенских жителей, томная усталость дачников.
Руководитель «Соляриса» Олег Березин «вдарил» по Пушкину, представив несколько миниатюр, выполненных цветным карандашом и тушью. Фотопортрет самого Березина, выполненный Михаилом Лёзиным, открывает экспозицию: наморщенный пятерней лоб творца не оставляет сомнений в силе кипящей под ним работы мысли.
К образу солнца русской поэзии обратилась и Галина Землякова. Ее Пушкин выполнен в батике: Пушкин-памятник, Пушкин с прекрасной дамой, Пушкин-романтик на берегу печальных волн.
Традиционно легки и воздушны пастели Марины Шляпиной. Очаровательна тонкая игра цвета в живописных работах Михаила Федотова — его «Беременная с цветами» покорила даже учащихся школы № 18, не поленившихся оставить соответствующую запись в книге отзывов. Еще одна запись в этой книге наиболее полно отражает общее настроение выставки: «Лица человеческие — веселые, улыбчивые, загадочные, задумчивые, строгие и добрые. Чего еще надо?».
«Газета Тольятти»
№27 (135) 7 июля 2006 г.
Елена САФРОНОВА
ЛИЦА, ЛИЦА, ЛИЦА...
В библиотечном сервисном центре Комсомольского района открылась экспозиция с немудреным
названием "Выставка портретов".
У Союза художников "Солярис" за последние три месяца это уже третья по счету выставка, причем их тематика не повторяется, всякий раз выставляются новые подборки работ, только авторы остаются все те же. Библиотечный сервисный центр на улице Чайкиной давно уже стал излюбленным местом участников "Соляриса" - думается, к обоюдной пользе.
Как всегда используя жанровый симбиоз, явно тяготеющий к эклектике, художники представили свои работы в виде фотографий, живописи, графики. Фотографический блок украсили советское ретро Сергея Попова, техничный авангард Людмилы Яхтиной,
концептуальные карточки Кати Кузьминой. Тематически совпали три автора: зрители могут увидеть пушкиниану в виде батика Галины Земляковой, живописи Олега Березина и Марины Шляпиной. Свои графические шаржи представила Наталья Герасимова, а Анастасия Верещагина - портреты в стиле "кич". Всего были выставлены работы шестнадцати художников.
Один из посетителей выставки оставил в книге пожеланий запись: "Лица человеческие, веселые, улыбчивые, загадочные, задумчивые, строгие и добрые. Чего еще надо?"
Вячеслав Смирнов, фото Михаила Лёзина
«Тольяттинское обозрение» 4 июля 2006 г.
МУЗЫКА В ЦВЕТЕ
Союз художников... И вы уснули на первом слове. Стоп! Стоп! Стоп! Так не пойдет! Отключайте свои стереотипы, потому что вы ровным счетом ничего не знаете ни о союзах, ни о художниках, ни о том, что я вам сейчас расскажу.
Выбирать очередную тему для статьи о современном искусстве долго не пришлось. Она сама пришла в виде выставки, которая проходит в выставочном зале «КУБ», что на Жилина, 44. Выставка называется «Абстракция», и проводит ее Союз художников города Тольятти «Солярис». Вот об абстракции я вам и расскажу немного, прежде чем перейти к самим произведениям, представленным в "КУБе".
Абстракция под прицелом
Итак, все слышали это слово. Ц все довольно абстрактно представляют, что же это такое. «А абстрактно — это как?» — спрошу я вас. «Ну, это как-то так... «Как» знаем, а слов не подберем» — ответите вы мне и тем самым дадите почти что определение абстрактному искусству. Дело в том, что художники-абстракционисты отказываются от изображения обыкновенных предметов. Суть не в форме. На первый план выносится содержание. Это позволяет им сосредоточиться на гармонии цвета, формы, линии, фактуры. Кандинский (кстати, один из зачинателей абстракционизма) говорил, что живопись уподобляется в таком случае музыке, а художник только инструмент, посредством которого музыка (духовное) материализуется в художественной форме. Манеры письма самые разные — от традиционной работы кистью до нанесения красок только шпателем, разливания их из банок, выдавливания из тюбиков, разбрызгивания из пульверизатора и так далее. Соответственно многообразны и возникающие цветовые структуры — и по форме, и по цвету (от монохромных до резких, бьющих по нервам красок, не имеющих никаких аналогов в природе или в традиционной живописи). Вот так все поэтично, господа. А вы что думали? Надо сказать, что это искусство довольно молодое, но уже пережило свой бум, подарив миру много громких имен, включая
Малевича. Некоторые считают, что это просто выдумка художника. Ничего подобного! Это — ни больше, ни меньше — исторически закономерное самовыражение духовного. Будь то самостоятельная выразительность цвета, не зависящая от формы, или новые типы художественного пространства, полученные путем сочетания всевозможных геометрических форм, плоскостей, фактур. Вот, собственно, атмосфера, в которую вы попадете, придя в выставочный зал «КУБ». Застывшая музыка — картины. А Вы, зритель, — инструмент, при помощи которого она заиграет. Причем у каждого — по-своему.
«Солярис» в «КУБе»
На выставке представлены живописные работы, выполненные и маслом, и пастелью, графика, коллаж, фотография. Сами художники говорят, что подобной выставки в Тольятти не было с 90-х годов. «Солярис» — это не союз художников-абстракционистов: каждый работает в том направлении, в котором угодно. Но эта выставка собрала именно абстрактные произведения, потому как это стало актуальным, востребованным и наконец вышло из некоего забвения.
Работы Михаила Лёзина — это геометрические эксперименты с фактурой и цветом. В своих работах он использует фактурные кусочки ткани, мятую бумагу. Если следовать теории Кандинского, все это звучит каким-то маршем с внезапными скрипичными всхлипами.
Работы Марины Шляпиной — это спонтанное, автоматическое нанесение мазков пастели на картон исключительно под влиянием субъективных настроений и эмоциональных состояний. Радость, гнев, страсть, страх, страдание в буквальном смысле слова выплескиваются ею нежнейшими потоками цвета на бумагу.
Александр Верёвкин, кажется, смеется своими произведениями над пафосом первоклассной бумаги и ленинградской пастели. Абстрактный примитивизм и некое эстетство. Ну кто еще, как не художник, мог в качестве холста использовать оборотную сторону отодранных от доски объявлений афиш? Мозаичная фактура разноцветных потрепанных рекламок «куплю-продам», угадываемых на оборотной стороне картины, и несколько штрихов черного цвета — фактически картина мироощущения на данный момент!
По словам того же Александра Верёвкина, сейчас модно
вести «светский» образ жизни. Искусство от этого, кажется, только выигрывает: кто-то придет посмотреть для того, чтобы упомянуть при случае, что давеча посетил экспозицию абстрактной живописи, вызвав тем самым священный трепет слушающих от такого количества высококультурных слов. А кто-то, придя, возможно, с теми же мотивами, будет покорен застывшей музыкой абстракции.
Юлия ПИЛИПЧАТИНА
"Тольяттинский университет"
№23(190) 14 июня 2006 г.
ИНОГДА ГРУШИНСКИЙ ВОЗВРАЩАЕТСЯ
В выставочном зале библиотеки искусств (ул. Жилина, 44) группа фотохудожников открыла экспозицию “Фестиваль имени Грушина Forever”.
Свои работы представили тольяттинские фотографы Михаил Лёзин, Александр Веревкин (оба - сотрудники нашего издания), президент творческого союза художников “Солярис” Олег Березин и “свободный художник” Екатерина Кузьмина.
Фотографы вынесли на зрительский суд социальные проблемы “Груши”. Именно поэтому на фотографиях преимущественно изображены люди с бутылками из-под различных алкогольных напитков.
Инициатором идеи стал Олег Березин. Он и предложил революционную для Тольятти технику банерной печати (такая же техника применяется для стендовой рекламы). В результате получился большой формат, правда, невысокого качества - учитывая, что на каждом баннере разместилось несколько десятков фотографий. “Но если смотреть с расстояния двух метров, в принципе, этого не заметишь”, - заявил нам Михаил Лёзин.
С начала весны это пятая по счету выставка творческого Союза художников “Солярис” и вторая - фотоклуба “Отдел кадров”, который с нынешнего года также является составной частью “Соляриса”.
К сожалению, на открытии было не так много публики, преимущественно друзья и знакомые фотографов, но все еще впереди: экспозиция закроется только к концу августа.
Илья Кичаев, фото Михаила Лёзина
«Тольяттинское обозрение» №130 2006 г.
ВЫСТАВКА ФОТОГРУША
В Тольятти в выставочном зале Библиотеки Искусств группа фотохудожников открыла экспозицию "Фестиваль имени Грушина Forever". Свои работы, выполненные в технике баннерной печати, представили тольяттинские фотографы Михаил Лёзин, Александр Верёвкин, президент Творческого союза художников "Солярис" Олег Березин и "свободный художник" Екатерина Кузьмина. Фотографы вынесли на суд зрителей социальные проблемы "Груши": пьяных "обитателей поляны", загаженность, драки и конфликты. Есть, конечно, светлые и романтичные фото.
С начала весны это пятая по счету выставка творческого союза художников "Солярис" и вторая фотоклуба "Отдел кадров", который с нынешнего года является составной частью "Соляриса". Экспозиция будет открыта до конца августа. Вход свободный.
Евгений Насыров
«Презент» №142 25 июля 2006 г.
В ГОРОДЕ ЕСТЬ МЕСТО ИСКУССТВУ
В эти выходные в Тольятти открылась галерея современного искусства. В двух залах библиотеки в Комсомольском районе (ул.Чайкиной, 71) представлены работы тольяттинских художников и фотографов.
Галерея была открыта благодаря творческому союзу художников «Солярис». Его президент Олег Березин является художником, чьи работы также представлены на выставке. Открытие началось со слов поздравления организатора, песни тольяттинского барда, а затем гости погрузились в мир искусства.
В галерее представлены работы разных жанров – от реализма до абстракционизма.
Разнообразие работ удивляет её посетителей. Здесь есть и графика, и живопись, и рисунок, и коллажи из сухих листьев, и скульптура, и керамика, и фотография.
Среди авторов работ – известные не только в Тольятти художники и фотографы: Михаил Лёзин, Марина Шляпина, Александр Верёвкин, но и многие другие интересные мастера.
Картины Трошина заставляли включить фантазию, наблюдательность и детективную смекалку: в чёрной кляксе на белом фоне при особом усилии можно увидеть профиль Наполеона. Работа этого же автора «Слон на празднике» тоже не так проста, как кажется на первый взгляд: один большой и красивый слон оказывался на самом деле двумя – большим и поменьше. А кажется – что один, целый. По словам автора, это два влюблённых слона, которые стали настолько похожи друг на друга, что слились в единый организм.
По словам Олега Березина, любой человек, обладающий талантом художника, может стать одним из авторов будущих экспозиций, которые организаторы планируют проводить часто.
Эту выставку можно посетить до 11 февраля. Вход свободный.
Гуля Сапаргалиева
«Презент» №7, 24 января 2007 г.
МНОГОГРАННЫЙ «СОЛЯРИС»
В воскресенье, 21 января, в Библиотечно-сервисном центре Комсомольского района открылась очередная сборная выставка творческого союза художников «Солярис».
На суд публики «Солярис» явил новую экспозицию, составленную из графики, живописи, инсталляций, скульптуры, фотографий более чем двадцати авторов – участников союза. Выставки ТСХ «Солярис» проходят с 1989 года регулярно в различных районах города. Кстати, вступить в этот профессиональный художественный союз может любой увлеченный человек, активно занимающийся творчеством.
Сегодня ТСХ «Солярис» объединяет более 40 художников, работающих в различных жанрах и техниках – от реалистической живописи до абстракции, от монументальной скульптуры до видео-арта, причем среди творцов не только тольяттинцы.
Помимо необычайно широкого диапазона представленных произведений, эта выставка примечательна тем, что она стала первой в стенах новой художественной галереи «Солярис» - именно такой статус теперь у двух выставочных залов БСЦ Комсомольского района. Как сообщил корреспонденту «Действительно!» президент ТСХ «Солярис» Олег Березин, у союза обширные планы работы новой художественной галереи. Так, следом за ныне действующей пройдут несколько персональных выставок участников «Соляриса». Кроме того, планируются выставки художников из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, творческие встречи с литераторами и музыкантами.
Открывшуюся экспозицию горожане смогут посещать ещё в течение двух недель. Галерея «Солярис» располагается в здании БСЦ Комсомольского района по адресу: ул.Лизы Чайкиной, 71а.
Маргарита Онегина, фото Михаила Лёзина
«Действительно! В Тольятти» №2, 25 января 2007 г.
АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
И числом, и умением
Наибольшую выставочную активность в Тольятти проявляет творческий Союз художников «Солярис». Помимо различных экспозиционных площадок, их основное место дислокации – Библиотечно-сервисный центр на улице Чайкиной, так называемая галерея ТСХ «Солярис». В минувшие выходные по итогам прошлого года там состоялось открытие отчётной выставки с незатейливым названием «Живопись. Графика. Фотография. Керамика». Деятельность «Соляриса» включает в себя практически все направления изобразительного творчества, поэтому неудивительно, что уже традиционно коллективные экспозиции Союза выглядят намеренно эклектично.
В данном случае это можно считать лишь положительным фактом: при таком разнообразии практически любой посетитель выставки, вне зависимости от предпочтений, сможет найти для себя что-то интересное и полезное. К тому же впечатляет количество участников нынешнего показа – около 30 авторов. Как сообщил председатель ТСХ «Солярис» Олег Березин, в этом году они постраются сделать упор на персональные выставки.
Вячеслав Смирнов, фото автора
«Тольяттинское обозрение» №3, 26 января 2007 г.
|