index
история
фотоотчёты
Олег Березин
Татьяна Успенская
Владимир Сабаев
Сергей Попов
Константин Водяницкий
Александр Брезгин
Сергей Сизенко
Марина Шляпина
Елена Терпиловская
Антон Касаткин
Михаил Федотов
Ксения Шестопёрова
Ольга Чуркина
Максим Смирнов
Алексей Анисимов
Михаил Лёзин
Екатерина Прохорова
Алексей Яблоков
Наталья Герасимова
Людмила Яхтина
Олег Тарасов
Алексей Кондратьев
Вячеслав Смирнов
Владимир Фоменко
Екатерина Кузьмина
Елена Смурова
Владислав Овчинников
Юлия Сергеева
Олег Тюреньков
Сергей Кравченко
Сергей Киляков
Анатолий Кинчаров
Владимир Логутов
Вадим Оносов
Наталья Лемешева
Валентин Рябов
Александра Смирнова
Анастасия Колодочко
Сергей Пылаев
Порфирий Федорин
Ольга Шкварун
Юрий Турутин
Олег Елагин
Андрей Кшановский
Пётр Краснощёков
Фрол Весёлый
пресса
пресса 2
пресса 3
ссылки
гостевая
|
П Р Е С С А
ВСЁ ПАРКУРЫ ДА ПЕРФОРМАНСЫ…
Авангард неистребим
В выходные в художественной галерее «Солярис», где нон-стопом проходят различные выставки одноименного Союза художников и которая базируется в Библиотечно-сервисном центре Комсомольского района, открылась выставка абстрактного искусства с названием «Шаблон». Юные неискушенные посетительницы с удивлением спрашивали: что это за минималистические каракули нацарапаны на листах ватмана? Дело в том, отвечали им мэтры авангарда, что в данных работах отсечено всё лишнее и представлена самая суть…
В выставке приняли участие тольяттинцы Алексей Кондратьев, Михаил Лёзин, Александр Верёвкин (художественная группа «Внедры») и художник из Саратова Сергей Кравченко. Ими было представлено около сорока объектов, живописных и графических работ. Для тех, кто не является поклонником абстрактного искусства, подобные выставки лучше посещать в момент их открытия: художники расскажут вам о своём видении мира, плюс можно поразвлечься созерцанием различных интерактивных акций, проходящих на фоне выставки. Так, саратовец Сергей Кравченко продемонстрировал перформанс «Лень» в стилистике модного сейчас экстремального вида спорта паркур: молодецки перепрыгивал без помощи рук и вспомогательных предметов через установленные стулья и столы. Также присутствующие прослушали ряд музыкальных этюдов в исполнении гостей выставки – педагогов музыкального училища, а также немало повеселились над прослушиванием всего лишь содержания книги одного местного доморощенного гуру.
Вячеслав Смирнов, фото автора
«Тольяттинское обозрение» № 6, 16 февраля 2007 г.
ДВА ВЗГЛЯДА
«Кати в квадрате» - так в шутку можно было бы назвать открывшуюся на днях выставку.
В галерее «Солярис» (библиотечный сервисный центр Комсомольского района) открылась выставка двух молодых тольяттинских художниц – Екатерины Кузьминой и Екатерины Прохоровой. На этот раз на зрительский суд они представили свои фотоработы.
Фотографии Кати Прохоровой имеют больше отношения к графике, чем к фотожанру. Кстати, Катины карикатуры вы можете видеть еженедельно на страницах нашей газеты. Увлечение фотографией позволяет ей дополнительно реализовывать себя как художника. Темы её работ – элементы архитектуры, интерьера, на которые мы зачастую не обращаем внимания в повседневной жизни: это может быть кирпичная кладка, рисунок на стене, пожарный рукав, да мало ли что в обыденном может найти пристальный взгляд! Обработанные в Photoshop фотографии выглядят островками футуристического мира, возможностью посмотреть вокруг сквозь призму необычного.
В этом плане работы Кати Кузьминой можно было бы считать традиционными: фотографии знакомых, элементы уличных пейзажей, натюрморты. Но обычные жанровые определения натыкаются на содержательную сторону картинок: на каком-нибудь натюрморте мы можем увидеть тарелку с рыбьими потрохами, жабрами и одинокими рыбьим глазиком, люди в кадре позируют в необычных ракурсах вовсе не по-портретному или просто якобы случайно попадают в кадр, а фрагменты городских закоулков не в силах распознать даже коренной тольяттинец.
По словам Олега Березина, куратора галереи «Солярис» и по совместительству председателя одноименного Союза художников, ближайшие выставки на базе БСЦ Комсомольского района можно будет видеть до окончания сезона практически каждые две недели. Кроме того, ТСХ «Солярис» объявил о создании молодёжного отделения, дабы привлечь в свои ряды талантливую молодёжь, студентов, к которым пока «взрослые» Союзы художников всерьёз не относятся, но которым тем не менее есть уже что показать публике. Помимо этого, с весны нынешнего года «Солярис» собирается издавать в городе газету, посвящённую современному искусству, точнее тольяттинским художникам, работающим в актуальных жанрах. Периодичность издания пока неизвестна, потребитель, гарантирующий если не успех, то хотя бы окупаемость проекта, не определён, но, думается, на первых порах художникам хватит хотя бы энтузиазма. А там – видно будет.
Вячеслав Смирнов,
«Тольяттинское обозрение» № 8, 2 марта 2007 г.
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ В ФАВОРЕ
В течение творческого сезона поклонники изобразительного искусства регулярно имеют возможность посещать все новые и новые выставки.
Античные мотивы
В галерее “Солярис”, расположенной в библиотечно-сервисном центре Комсомольского района, открылась первая персональная выставка художника Сергея Килякова. В двух залах разместилось всего шестнадцать работ. Это совсем немного, но нужно учитывать довольно большой формат произведений. Подавляющее большинство графических листов - рисованные копии античных скульптур. Если быть более точным - копии репродукций античных скульптур. Кто-то, может быть, усмехнется над словосочетанием “копии копий”, но тем не менее такое направление, как копиистика, имеет давние традиции. К тому же рисунки, выполненные карандашом, изготовлены с поразительной филигранностью. Данное направление - смесь академического рисунка и фотореализма. Зрители, впервые увидев работы и не рассмотрев их как следует, однозначно принимают их за большеформатные черно-белые фотографии. Отточенность штриха художника-копииста в сочетании с тематикой работ производят неизгладимое впечатление на публику.
В свое время Сергей Киляков окончил художественную школу в Тольятти и Самарское художественное училище, учился в Тольяттинском технологическом институте на модельера. Увлечение копиистикой, причем исключительно античных скульптур, началось у Сергея лет пятнадцать назад. Для собственного удовольствия художник продолжает эту работу и по сей день, а в настоящий момент трудится охранником.
Художники городу
К юбилею Тольятти готовится подарочный каталог “Художники городу”. Последний раз подобный проект предпринимался одиннадцать лет назад. В каталог войдут произведения членов Средневолжского регионального отделения Творческого союза художников России, Творческого союза художников г. Тольятти “Солярис”, Поволжского отделения Международного союза ювелиров. Основной блок составят произведения из фондов Тольяттинской картинной галереи. Как раз фондовая выставка художественного музея была представлена на этой неделе тольяттинской публике - всего порядка восьмидесяти работ. Скромные выставочные площади ТКГ не позволяют продемонстрировать все фонды сразу.
Коллекция стала формироваться в 70-е годы прошлого века, нынешняя выставка представила работы, начиная с 60-годов и заканчивая современным периодом. Произведения графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры передавались авторами в дар, закупались на городских и региональных выставках. Сейчас ежегодно закупаются произведения, ставшие победителями в уже традиционной городской выставке “Художественное произведение года”. Пополняются фонды и авторскими коллекциями - большей частью, к сожалению, после кончины того или иного художника.
Буквально в последнее десятилетие коллекционеры и галеристы обратили пристальное внимание на реалистические работы советского периода - так называемый соцреализм в изобразительном искусстве. Московские галеристы уже неоднократно интересовались тольяттинскими фондовыми залежами, предлагая скомпоновать ту или иную тематическую выставку для экспонирования ее в столице. Так что ТКГ можно гордиться своей коллекцией. Очередная подобная выставка предполагается к выпуску юбилейного каталога, а осенью, когда Художественный музей отметит свое 20-летие, посетители смогут увидеть выставку работ, созданных советскими художниками в 80-е годы.
Вячеслав Смирнов,
«Тольяттинское обозрение» № 10, 16 марта 2007 г.
ПОЗИТИВ БЕЗ ФОТОШОПА
Удивительное – рядом. Эта аксиома приходит на ум после знакомства с фотографиями Вячеслава Смирнова.
В минувшие выходные в галерее «Солярис» открылась выставка Вячеслава Смирнова, представившего на зрительский суд свои фотоработы. Многие из присутствующих на открытии выставки с удивлением узнавали на фотографиях себя, своих знакомых, коллег, родственников и т.д.
Целующиеся девушки, женщины, торгующие на улице цветами, три фотографа, взгляд которых пристально устремлен вдаль - за каждой фотографией не просто лица, а живые моменты из их жизни, которые сумел запечатлеть взор настоящего фотографа.
Изначально автор планировал создать эту выставку из 140 работ, но потом пришлось кое-какие фотографии перевесить в дальний зал, чтобы лишний раз не «травмировать» нежную детскую психику. Хотя юным читателям, скорее всего, пошел бы на пользу просмотр работ профессионального фотографа (в 1986 году Вячеслав Смирнов по окончании технического училища получил диплом по специальности «Фотограф»). Ведь фотографии в большинстве своем несли исключительно положительные эмоции.
В книге отзывов первой записью звучала оставленная анонимом фраза: «Жуть какая-то…». Второй отзыв звучал так: «Супер!»… Выставка дарила гостям самые различные чувства, при этом никого не оставляя равнодушным. Сам автор фотографий назвал собрание работ «гиперреализмом», или «антигламурной выставкой».
Выставка противоречит всем привычным законам экспозиции, где фотографы, как правило, стараются придать своим работам схожесть с художественными полотнами.
Каждую из правдивых работ гостям выставки хотелось оставить себе на память, с этой целью многие доставали «цифру» и снимали, оставляя в фотоаппаратах или сотовых телефонах особенно милые сердцу кадры.
Каждая фотография Вячеслава Смирнова больше похожа на случайное застывшее мгновение. Но, тем не менее, в произвольной ситуативной фотографии присутствует своя внутренняя динамика. Уникальность непостановочной фотографии еще и в том, что каждый снятый кадр содержит в себе ту или иную композицию. Неподдельный интерес к людям, настоящая любовь к фотографии и способность в обыденности увидеть необычайное - возможно, в этом заключается один из секретов автора в создании своих работ.
Композиция способна родиться везде, если на мир смотреть глазами фотографа: в маршрутке, в редакции, на улице… Однако этот талант есть далеко не у каждого, кто держит в руках «мыльницу».
P.S. Выставка Вячеслава Смирнова будет жить до 8 апреля. И кто знает, может быть, на одной из фотографий кто-то узнает себя…
Алёна Гуреева, фото Михаила Лёзина
«Тольяттинское обозрение» № 12, 30 марта 2007 г.
ФОТОВЗГЛЯД
В библиотеке искусств на Жилина, 44 открылась выставка Людмилы Яхтиной с забавным наименованием “Путешествие по букве К”. Именно с этой буквы начинаются названия объектов, изображенных на фотоснимках: предметы, персонажи, населенные пункты. Здесь зритель начинает вникать не в сюжет, а в мироощущение автора, в его своеобразный взгляд на обычные порой вещи. Людмила широко представлена в интернете, неоднократно участвовала в коллективных выставках Союза художников “Солярис”, но нынешняя персональная выставка для нее - первая. Занятно и примечательно, но искусство фотографии почему-то считается неженским делом. Во всяком случае, в городе женщин-фотографов не так уж и много. А тем более устраивающих собственные выставки. Вопросы пола в тех или иных областях самовыражения человека порой играют положительную роль, хотя дело не только в этом.
Вячеслав Смирнов, фото автора
«Тольяттинское обозрение» № 15, 20 апреля 2007 г.
МИР ДОБРЫХ ФАНТАЗИЙ
Публика может увидеть новые работы художника Олега Березина.
В галерее "Солярис" – очередная выставка: Президент Творческого Союза Художников “Солярис” Олег Березин представил экспозицию акварели, живописи, графики – всего чуть больше пятидесяти работ. Выставка получилась не тематической, а, скорее, по итогам “некоего отчётного периода”. Отсюда – разнообразие техник, форматов, сюжетов и жанров. Размеры картин – от миниатюр, до так называемых “офисных полотен”. Материал, на котором написаны все работы, наталкивает на мысль, что художник рисует на всём, что попадает под руку в творческом порыве – холст, картон, фанера, ватман. С названиями произведений Олег Березин тоже не стал особо заморачиваться – в большинстве своем они суперлаконичны и констатируют именно то, что зритель и без того видит на картине: “Залив”, “Песня”, “Поле”, “Гном”, “Кизельгур” (а это что такое?).
По признанию художника, под настроение он рисует параллельно сразу несколько работ. “Сколько времени уходит на одну картину?” “В смысле – сколько минут?” Действительно, многие произведения кажутся настолько элементарными, что, не исключено, у ряда зрителей, несомненно, вырвется реплика: “Да я бы так тоже смог!” Именно это утверждение приходится слышать настолько часто, что оно уже стало общим местом. Впрочем, желающие “смочь так же” плоды своих трудов пока почему-то не в состоянии обнародовать. И дело тут не в простоте или сложности сочетаний линий и цветов, набросанных первым подвернувшимся под руку красителем на любой оказавшийся поблизости материал. Олег Березин вкладывает в свои картины душу, настроение, чувства, доброту, в конце концов. Именно вот эта позитивная позиция автора проглядывает за каждой его работой. Неудивительно, что у художника в последние годы появилось приличное количество последователей – не в плане техники, а в плане жизнерадостного отношения к своей работе и, соответственно, к предполагаемым зрителям.
Вячеслав Смирнов, фото автора
«Тольяттинское обозрение» № 18, 11 мая 2007 г.
АБСТРАКЦИЯ НЕ ДРЕМЛЕТ
У музыканта и художника Алексея Кондратьева открылась первая персональная выставка.
Алексей в течение многих лет неоднократно принимал участие в коллективных выставках, проходивших в Москве, Ульяновске, Санкт-Петербурге и, разумеется, в Тольятти. Но вот на “персоналку” художник замахнулся впервые. Вновь открывшуюся выставку можно посмотреть в библиотечно-сервисном центре Комсомольского района (Чайкиной, 71), где располагается галерея Творческого Союза художников “Солярис”. Свое направление в живописи Алексей Кондратьев определяет как абстрактный экспрессионизм. Впрочем, все ярлыки, даже собственные, условны: в экспозиции присутствуют и натюрморты, и барельефная живопись, и, конечно, абстракции. Небезынтересно знать и то, что Алексей занимается, помимо прочего, декоративно-прикладным творчеством, тату и самодельными музыкальными инструментами. Особенно популярен в неформальной среде многократно тиражированный и хранящийся у многих коллекционеров инструмент под названием дратган - производного от схожего по форме и звучанию инструмента варган и от фамилии автора Кондрат. Также, кто помнит: Алексей - участник музыкальных групп “Учитель Ботаники” и “LUST”, творческого объединения “Внедры” и, понятное дело, ТСХ “Солярис”. Что творится у живописца в голове после такого количества различных увлечений, вы можете посмотреть в ближайшую пару недель.
Вячеслав Смирнов, фото автора
«Тольяттинское обозрение» № 20, 25 мая 2007 г.
КАДРЫ ДАЛЁКИХ СТРАНСТВИЙ
Поклонники экзотики могут посетить фотовыставку Анатолия Кинчарова “Анкор”.
Открылась она в библиотечно-сервисном центре Комсомольского района (Чайкиной, 71) – традиционной галерее Творческого союза художников “Солярис”. Подготовленная экспозиция – это некое подведение итогов экспедиции нынешнего года, когда в феврале группа заинтересованных энтузиастов (геологи, орнитологи, фотографы) посетила несколько безвизовых стран – Камбоджу, Сингапур и южные острова Таиланда.
На сотне цветных красочных снимков – бытовые зарисовки, пейзажи, животные, памятники древности, дети, старики, молодожены. Неведомые страны, невиданные виды – посетители выставки любого возраста надолго задержатся в залах экспозиции, не по одному разу разглядывая неведомую экзотику. Автору снимков можно позавидовать любой завистью: он видел всю эту красотищу собственными глазами. С другой стороны, зная, что сам в этих краях никогда не побываешь, можно и сказать спасибо Анатолию Кинчарову: благодаря его пристальному взгляду мы имеем возможность хотя бы отчасти лицезреть прелести тамошних мест.
Как рассказал Анатолий, увлечение фотографией у него началось еще в детстве: сначала у него был простенький фотоаппарат, на который он что-то щелкал, делал примитивные черно-белые фотомонтажи. Затем пришла пора слайдов – их у Кинчарова большая коллекция, и он не оставляет надежду когда-нибудь их оцифровать, чтобы запечатленные на них изображения стали доступны широкой аудитории. Серьезное же отношение к фотографии началось с того момента, когда у Анатолия появился полупрофессиональный Nikon. Возникновение цифровых технологий расширило возможности и облегчило труд фотографа: преимущества “цифры” как раз и можно увидеть на выставке.
Рассказывая об экспозиции, Анатолий довольно скромно оценивает свой вклад в фотоискусство:
- Сейчас фотограф не является реалистом, он видит все глубже, шире, у него сюрреальный взгляд. А здесь – только реалистические снимки, которые легки для восприятия.
Совсем недавно, буквально несколько недель назад, Анатолий Кинчаров успел посетить Мексику и Кубу. Все с нетерпением ожидали от него новых снимков, но случилась крайне неприятная история: на Кубе он попросил девочку-компьютерщицу перебросить на диск семь гигабайт съемок с карты памяти (это примерно 3000 снимков высокого разрешения). Будучи уверен, что запись прошла нормально, он удалил с фотоаппарата все снимки, и только в России с ужасом обнаружил, что диск – пустой! Из того, что осталось, как говорит Анатолий Кинчаров, можно выбрать разве что с десяток кадров.
Но любитель путешествий не унывает: к январю следующего года он хочет сколотить группу, чтобы пройти с ней либо прежними маршрутами, либо пройтись пока еще не знакомыми ему путями. Словом, National Geographic по нему плачет.
Вячеслав Смирнов, фото автора
«Тольяттинское обозрение» № 22, 15 июня 2007 г.
От СТРИТ-ФОТО ДО АБСТРАКЦИЙ
Союз художников «Солярис» в период каникул и отпусков, когда большинство выставочных площадок закрываются на «проветривание», продолжает активную экспозиционную деятельность.
Так, в минувшую пятницу в его независимой художественной галерее (ул. Л. Чайкиной, 71) открылась выставка фотографий члена ТСХ «Солярис» Анатолия Кинчарова. В экспозиции представлено около ста снимков — своеобразный фотоотчет о путешествии в экзотическую Камбоджу.
С одной стороны сегодня многие имеют возможность выезжать в дальние страны и возвращаться домой с парой сотен фотографий, но самое интересное, что тривиальных карточек из разряда «я здесь был» на выставке Кинчарова нет совсем. Более всего фотографический стиль автора близок к репортажу или культовому сегодня жанру — уличной фотографии. Действительно, посетители выставки словно погружаются в повседневную жизнь камбоджийцев, которая так непохожа на нашу и в тоже время так близка и понятна. Выставка фотографий Анатолия Кинчарова продлится до конца июня. Вход в галерею свободный.
Еще одно интересное открытие ожидает тольяттинцев в ближайшую пятницу. В художественном салоне «КУБ» (ул. Жилина, 44) союз художников «Солярис» откроет вторую ежегодную групповую выставку беспредметного искусства «Абстракция». Первая выставка прошедшая год назад вызвала большой интерес у горожан. В этом году расширена и география экспонентов: в выставке помимо тольяттинцев принимают участие художники из Cаратова, Cанкт-Петербурга, Cамары. Беспредметную живопись, графику, фотографию и объекты представят около 20 авторов. Официальное открытие выставки состоится в 16-00, а сама экспозиция будет работать до конца июля.
Александр Верёвкин,
«ДЕЙСТВИТЕЛЬНО! В Тольятти» № 12, 14 июня 2007 г.
ЧТО ЭТО БЫЛО?
– Объясните, что изображено на этом фото? – хрупкая женщина, представитель Департамента культуры, в отличие от меня, не стеснялась показать свою неосведомлённость.
– Бегущая собака. Видите, просматривается высунутый язык, нос, – объяснил автор снимка, член ТСХ (Творческого союза художников) «Солярис» Анатолий Кинчаров на открытии второй ежегодной групповой выставки беспредметного искусства «Абстракция». Помимо тольяттинцев в ней приняли участие художники и фотографы из Саратова, Санкт-Петербурга, Самары.
Экспозиция произвела двоякое впечатление: бочка дёгтя с ложкой мёда. Судя по реакции немногочисленных посетителей, пришедших на открытие в художественный салон «Куб», что на Жилина, 44, такое мнение сложилось не у меня одной. И вот почему. Мероприятие было организовано впопыхах. По крайней мере, авторы развешивали свои творения за двадцать минут до открытия. А президент Союза «Солярис» Олег Березин не скрывал, что «вальнул» более сотни работ на абстрактную тему всего за… три дня. Мол, абстракция – это своеобразная поэзия, всплеск души. Уровень того, что он «наплескал», можно смело сравнить с работами четырёхлетнего сына моей подруги. И то творчество малыша гораздо осмысленнее и содержательнее, нежели каляки-маляки Березина.
Явно пренебрежительно отнёсся к посетителям выставки, а возможно, и потенциальным покупателям, Сергей Кравченко из Саратова. Не мудрствуя лукаво, художник купил детский альбом для рисования, акварельные краски а-ля «Школьник» и что-то навозюкал. Получился ещё один «выплеск»… Если то, что изображено на «творениях» Кравченко, отображение его души, то я не завидую его близким и родственникам.
А художник Верёвкин и вовсе притащил с мусорки картонную коробку, разорвал её и повесил на стену. Как говорится, дёшево, сердито и на краски тратиться не надо.
Не утруждал себя продумыванием оригинальных композиций и фотокорреспондент Михаил Лёзин. Выкрасил мешковину в серо-буро-малиновый цвет, изобразил на ней чёрные круги – и «шедевр» готов. А чтобы напустить форсу, обозвал «Без названия». Кстати, ещё одно упущение организаторов выставки: возле многих работ не было табличек с названием и фамилией автора.
В общем, мероприятие больше походило на междусобойчик с распитием горячительных напитков. Спрашивается, зачем было трубить во всех СМИ о «второй ежегодной групповой…»? Стыдно, господа, и грустно. Грустно, что держат народ за дураков, мол, «схавают».
Но не хочется заканчивать на унылой ноте. Тем более что в экспозиции есть несколько работ, заслуживающих внимания. Например, Вадима Оносова, которому присуще некое притчевое видение мира. Особенно впечатлило его чёрно-белое фото моря с ослепительно-белым пляжем, на котором стоит шахматная доска…
Стоит взглянуть и на фотографии Тарасова, который явно предпочитает морскую тематику. Правда, его творения не назовёшь абстрактными, скорее просто красивыми.
Если бы на выставке можно было ставить оценки, то «отлично», бесспорно, получил бы одиннадцатиклассник Антон Воробьёв. В его фотоработах чувствуется, сколь иронично автор относится к миру: в «Ночной прогулке» – перемешанные неоновые змеи-огни, в «Цветовом давлении» – врезавшаяся носом в дерево лодка, «Внутренний мир вскрыт» – это чуть-чуть приоткрытый обычны канализационный люк.
Наверняка посетители оценят работы Алексея Кондратьева и Анатолия Кинчарова. По крайней мере, авторы приложили усилия для того, чтобы их творения вызвали любопытство. К картинам Кондратьева хочется подойти, потрогать, рассмотреть и понять, как это сделано.
Самобытные фотографии Кинчарова «Рождение Ян» и Life. Первое фото сделано в Камбодже, где недавно побывал автор. (Кстати, подробный отчёт о заграничной командировке фотограф поместил в художественной галерее на улице Чайкиной, 71). Life – это триптих: на каждом фото угадывающиеся силуэты обнажённых мужчины и женщины, объятых пламенем. Как сказал автор, известная тема любви и измены.
Хочется выразить надежду, что к следующей выставке, а по словам господина Березина, «Солярис» их устраивает каждые две недели, организаторы отнесутся более ответственно.
Валерия Кержаева,
«Городские ведомости», № 72, 2007
АВАНГАРДНЫЕ ТРАДИЦИИ
Творческий союз художников "Солярис" открыл в галерее искусств "Куб" вторую
традиционную выставку абстракции.
Первая, прошлогодняя выставка апеллировала к тем временам, когда в начале 90-х
прошлого века подобные мероприятия были не редкостью. Но затем по каким-то причинам экспозиции беспредметного искусства почти пятнадцать лет в тольяттинских галереях и
выставочных залах не выставлялись. Вот в "Солярисе" и подумали: а почему бы не возобновить эту занятную традицию, тем более что восприятие прошлогодней выставки было более чем положительным.
Желание продемонстрировать свои работы изъявили порядка двух десятков авторов, но в итоге
их оказалось несколько меньше. Живопись, графику, инсталляции представили тольяттинские художники Олег Березин, Александр Верёвкин, Михаил Лёзин, Алексей Кондратьев, фотографы Анатолий Кинчаров, Олег Тарасов И Антон Воробьёв. Зрители могли увидеть работы самарских художников Владимира Логутова и Анастасии Колодочко, а также постоянного участника выставок "Соляриса" саратовца Сергея Кравченко. Огранизаторы экспозиции уверяют, что уже следующая выставка подобного направления может стать международной: в ней готовы поучаствовать те зарубежные художники, с которыми тольяттинцы поддерживают постоянный контакт.
Многие из участников, помимо прочего, работают и в традиционных формах живописи, графики, фотографии, некоторые же, наоборот, кроме абстракции, не признают никаких жанров либо попросту не могут иначе рисовать. Тем не менее это не мешает им отображать свой взгляд на мир. Зрителям нравится, так отчего бы не поработать в подобном ключе? Кто-то может разглядеть в беспредметных работах глубинный смысл, кто-то - жизнерадостное желание поозоровать. Главное, всё это приносит положительные эмоции и создателям работ, и зрителям.
Вячеслав Смирнов, фото автора
«Тольяттинское обозрение» № 24, 22 июня 2007 г.
ВСКРЫТИЕ ПОКАЖЕТ
В выставочном зале «Куб» открылась II традиционная выставка абстракции. Организатором выступил Творческий Союз Художников «Солярис».
Абстракция — это прежде всего «процесс мысленного отвлечения». Его результат — отвлеченность. На этой выставке «отвлеклись» художники не только из Тольятти, но и из Саратова и Самары. Абстрактными были и сами картины, и их расположение в выставочном зале, и даже написание названий работ. Метафоричная картинка с изображением открытого канализационного люка под названием «Внутренний мир вскрыт» была одной из самых ярких на выставке. Кроме этого художники представили картонную коробку в разрезе, много света, «размазанного» по кадру, в избытке андеграунда и абстракции.
А президент «Соляриса» Олег Березин представил свои работы, выполненные на обратной стороне рекламной пленки. Как рассказал Березин, перед выставкой за три дня он написал порядка 100 работ. По его мнению, абстракция сродни поэзии, ведь главное в этом деле порыв души, перемешанный с адреналином.
Творческое объединение «Солярис» — настоящий рекордсмен города по количеству выставок. Союз объединяет художников самых разных стилей. Почти каждые две недели в «Кубе» или выставочном зале библиотеки на ул. Чайкиной можно увидеть новую экспозицию. А для того, чтобы попасть в дружную компанию «Соляриса», по словам Олега Березина, необходимо провести две персональные выставки и одну совместно с союзом. Однако и это не самое важное.
— Главное, чтобы человек определился в жизни, — говорит Березин.
Анна Сухарева, фото Вадима Благодарного,
«Площадь Свободы», 22 июня 2007 г.
100 КАРТИН ЗА ТРИ ДНЯ
Поэт и художник Олег Березин работает со скоростью Пикассо и уверен: жить нужно так, как хочется. Главное - не нарушать закон.
Президент Творческого Союза художников «Солярис» Олег Березин живёт под лозунгом «Творчество - это настоящая жизнь, а всё остальное - хобби». Поскольку его собственная жизнь - сплошное творчество, то он принадлежит к числу тех счастливчиков, которые чувствуют, что всё у них по-настоящему. В миру Березин возглавляет Союз художников «Солярис», а также является членом Союза российских писателей и автором множества стихов и поэм.
Когда всё это началось в его жизни, он не знает. Не может припомнить какого-то инсайта, после которого понял: буду поэтом. Или - буду художником. Может быть, всё дело в петербургском воздухе, который он вдохнул при рождении, а может, в обстоятельствах. В третьем классе Олег пошел в художественную школу, просто за компанию с дворовым приятелем. А там уже понял: больше всего ему нравится писать стихи и картины. Одни принимают это сразу и естественно, другие делают несколько виражей, прежде чем вернуться к открытым когда-то простым истинам. Вот и Олег пошёл более практическим путём: поступил в Ленинградский механико-технологический техникум по специальности «модельер-конструктор обуви». В шутку он зовёт себя «сапожником». Однако сапожник в прямом смысле оказался без сапог: ведь Березину так и не пришлось сделать ни одной пары туфелек. Он признается, что, овладев искусством создания обуви, тут же к нему охладел. Потом было Высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной - «Муха» - по специальности «художественная обработка металла». Кто-то мечтает попасть туда, а вот Березин отучился просто потому, что нужно ведь приличному человеку иметь образование.
Другое дело - женитьба. Тут уже зов сердца ни с чем не перепутаешь. Олег Березин услышал его в 18 лет. Со своей будущей супругой, художницей Татьяной Успенской, он познакомился во времена сумасшедшего студенчества. А когда пришло время выбирать, где вить гнездышко, взгляд, блуждавший по карте России, остановился на месте, где было написано - Тольятти. Так, в 1987 году Березин переехал сюда.
В Тольятти Олег закончил еще один ВУЗ - Академию бизнеса и менеджмента и приобрёл еще одно полезное умение. Вообще, таких умений по жизни у Березина масса: он работал и матросом, и дворником, и заместителем директора фирмы, и директором Дома культуры. Сам он говорит, что жизнь к нему щедра на разные приключения. А что ещё нужно настоящему художнику?
Но сколько бы ни учился и ни пробовал, дело жизни невозможно не узнать. Без него просто не можешь жить - и всё тут. Вот и Олег Березин нашёл его, когда возник «Солярис».
В феврале 1989 года инициативная группа из Олега Березина, поэта-барда Евгения Калашникова, поэта Сергея Тришкина, скульптора и графика Сергея Позднякова и ещё нескольких творчески активных личностей молодого Тольятти организовала творческое объединение художников «Солярис». Олег Березин стал его президентом. Он активно представлял на выставках свои работы и картины коллег по художественному цеху.
Березин говорит, что, поскольку рисовал с детства, то у него было время нащупать свою нишу. Ему близок по восприятию окружающего мира художник Анатолий Зверев, стиль которого можно определить как «реалистический экспрессионизм». Статичные пейзажи или скучные натюрморты - это не про Зверева. И не про Березина. Главный объект для него - эмоции, человеческие отношения, воспоминания, ощущения. Когда работаешь с такими материями, важно поймать момент. Поэтому Березин работает быстро. «Чтобы то, что засело в голове и заставляет сердце биться чаще, не стало простым выдохом, - говорит он. - Взять большое полотно и рисовать картину месяца два или три? Для меня легче застрелиться».
А чтобы поймать новое вдохновение, художник всегда начеку. Ну, в том смысле, что постоянно наблюдает за людьми. «Люди наблюдают за мной, я наблюдаю за людьми, - говорит художник. - Идут такие переглядки, а от этого и новые эмоции».
По признанию Березина, работать он может в любых условиях. Писать стихотворения на кухне? Легко. Рисовать, устроившись на полу? Запросто.
Но он уверен: главное для мастера в любом деле - передать свой опыт молодым. Поэтому в «Солярисе» есть молодежное отделение, куда входят начинающие художники и фотографы. Для них он является чем-то вроде наставника. Помогает советами, оценивает работы.
А главный совет, который Олег Березин дает своим ученикам, звучит так: «Живите, как хотите, только не нарушайте закон». Так живет и сам художник.
Справка
Любимая жена Олега Березина скончалась несколько лет назад. Они вырастили троих детей. Старшая дочь окончила институт по специальности «менеджер». Вторая дочка, Василиса, сейчас учится на филологическом отделении. Она близка по духу с отцом, так как очень любит поэзию. А сын Слава на данный момент работает в «Миндале», совмещает обязанности продавца и грузчика. По словам Березина-старшего, копит на машину и серьёзно увлекается мотоциклами.
Факт
Не так давно в выставочном зале «Куб» открылась традиционная выставка абстракции, на которой было представлено порядка 100 работ Березина. Он рассказал, что написал их всего за три дня.
- Сначала я рисовал, чтобы заполнить выставку, - смеётся художник. - А потом начался такой адреналин, что я не мог остановиться.
Так работал и Пикассо, который рисовал несколько сотен картин в день.
В своих стихах Олег Березин часто обращается к художникам.
К. Малевичу
Чёрный квадрат.
Белые поля.
Таинственный обряд.
В трауре Земля.
В. Кандинскому
Сначала были капли акварели
Как серпантин авантюризма.
И акварели загорели
Пламенем авангардизма.
Цитата:
«Я не могу устать мечтать,
Как есть, пить, спать».
Анна Сухарева, фото Вадима Благодарного,
«Площадь Свободы» № 118, 29 июня 2007 г.
МЕЖ ДВУХ ПОЛЯН
1 августа в библиотеке искусств (ул. Жилина, 44) состоится открытие фотовыставки Творческого союза художников «Солярис», посвящённой недавнему Грушинскому фестивалю.
Как рассказал «ВА» руководитель «Соляриса» Олег Березин, на выставке будут представлены работы А. Кинчарова, М. Лёзина, А. Верёвкина, В. Смирнова и других фотографов. Каждый из них отобрал более десятка снимков, наиболее ярко и интерсено, по их мнению, отражающих атмосферу и настроение XXXIV Грушинского. Примечательно, что лишь один из авторов – Людмила Яхтина – отобрала для выставки фотографии, сделанные на обеих нынешних «Грушах»: и той, что прошла на Фёдоровских лугах, и той, что осталась на Мастрюковских озёрах. Остальные участники предпочли не разрываться меж двух полян и отправились на Фёдоровские луга вслед за исторически сложившейся бард-общиной. Как пояснил Березин, «не по политическим, идеологическим или иным мотивам, а просто потому что ближе».
Попали ли в кадр «звёздные» участники «Груши» Юрий Шевчук, группа «Белая гвардия» и Юрий Панюшкин, вы сможете узнать, если увидите экспозицию своими глазами. Выставка будет работать до конца августа.
Елена Сафронова,
«Волжский автостроитель», № 132, 25 июля 2007 г.
НОСТАЛЬГИЯ ПО ГРУШИНСКОМУ
Открытие фотовыставки Творческого союза художников «Солярис», посвященной XXXIV Всероссийскому фестивалю авторской песни имени Валерия Грушина, состоится 1 августа в 16.00 в библиотеке искусств (улица Жилина, 44).
Это уже третья по счету ежегодная фотовыставка. Преимущественно на ней представлены работы с фестиваля нынешнего года, но зрители увидят и ряд фотографий, сделанных одним из участников в далеком 1986 году. На выставке свои работы представят Анатолий Кинчаров, Олег Березин, Михаил Лёзин, Александр Веревкин, Вячеслав Смирнов, Елена Кузьмина, Людмила Яхтина - всего порядка десяти участников. Так получилось, что все фотоработы в этом году были сделаны на Федоровских лугах - там, где проводил фестиваль Фонд имени Грушина. Чуть позже материалы выставки будут выложены на сайте союза художников «Солярис» www.tsh-solyaris.narod.ru. Также там можно будет ознакомиться с творчеством участников «Соляриса» и с материалами предыдущих выставок.
Для тольяттинцев экспозиция будет открыта до конца августа. Чуть позже, возможно, ее смогут увидеть жители Самары.
Вячеслав Смирнов, фото автора,
«ДЕЙСТВИТЕЛЬНО! В Тольятти», № 18, 26 июля 2007 г.
ПОТЕРЯН, НО НЕ ЗАБЫТ
Недавно обнаружена самая большая коллекция работ тольяттинского художника Владимира Сабаева, трагически погибшего в 1995 году.
Тяготы жизни
Выросший фактически без родителей, он всю жизнь отстаивал свое право на место под солнцем, всеми силами обороняясь от жизненных невзгод. Не создал семьи, не устроился на денежную работу, не скопил никаких сбережений. Его категорически не принимали в Союз художников, что обостряло его страдания еще больше. Он занимался только искусством, размышляя о его природе и сущности - пожалуй, лишь это как-то удерживало художника в нашем мире. Любая смерть - трагедия, но смерть Сабаева страшна вдвойне: его останки нашли лишь через полгода после повешения, в лесополосе за автовокзалом Центрального района. Официальная версия - самоубийство. Дело было закрыто за отсутствием состава преступления.
Вот несколько строк из предсмертной записки Владимира Сабаева: «Дорогие мои! Я болен и болен неизлечимо, симптомы я ощущаю уже сейчас… Мало светит перспектива сдохнуть в дурильнике или интернате, да что там, просто сдохнуть дома - так хоронить некому. У кого я буду на содержании? Мне самому надо содержать сестру, хозяйство, творчески продвигаться, а сил никаких нет - ни интеллектуальных, ни физических, - все сожрал диабет… Уничтожив себя, облегчу дальнейшее существование родственников. Поэтому не ругайте меня строго… Я - смертник… Не хочу никому мешать. Жить надоело! И все тут. Как говорится, был, да сплыл! Вот!»
Но обстоятельства гибели живописца насторожили его близких и друзей, которые до сих пор не принимают версию самоубийства. Об этом рассказывает президент Творческого Союза художников «Солярис» Олег Березин:
- На все лето я обычно уезжал в Питер, у меня родители живут в Выборге. Приехал в середине сентября 1996 года, и мне сказали, что нашли его повешенным и похоронили. Но там очень много непонятных вещей. Он исчез 28 декабря 1995 года. До этого получил деньги, купил себе новую одежду, сделал дома ремонт, депрессия у него вроде прошла, он ходил к друзьям, предупреждал, что придет на Новый год. Естественно, праздновать он ни к кому не пришел, никто не знал, где он находится, все его искали. До марта была полная неизвестность - где, что и как. А в марте сестра приходит домой - там милиция, весь дом перерыт, и на столе лежит его предсмертная записка. То есть он пропал в декабре, а записка почему-то появилась в марте. В мае Сабаева нашли, он был одет перед Новым годом во все хламье (хотя только что покупал новую одежду) - какой-то бушлат со значками, в котором он только рисовал. Из новых вещей на нем были лишь ботинки, в которых запеклась кровь. Поэтому возникли подозрения: когда человек вешается, то откуда в ботинках кровь?
Посмертная слава
Первая и единственная персональная выставка работ художника была посмертной и состоялась в феврале 1997 года в художественном салоне «Куб». За несколько месяцев до этого его товарищ, художник Владислав Овчинников, забрал из милиции дневники Владимира Сабаева, хранившиеся там в качестве вещдоков, и передал старейшей тольяттинской художнице и педагогу Александре Смирновой. Александра Ивановна бескорыстно в течение года разбирала страницы, исписанные угловатым почерком, испещренные датами, рисунками, пометками, диаграммами. В 2000 году дневники (во всяком случае, в том виде, в котором их удалось текстуально воспроизвести) были опубликованы на страницах тольяттинского литературного журнала «Город».
В предисловии к публикации Александра Смирнова, в частности, пишет: «Сохранились фрагменты дневников Сабаева, в которых много находок, многое выстрадано, «добыто потом и кровью». Как пишет он сам: «…в каждой отдельной работе хочется разгадать и запечатлеть философию жизни. Относиться именно как к первой и последней своей картине… Каждую вещь писать - написал и умер… Светотеневую игру как формальность сводить к нулю, ибо активный объем съедает душу. Суть концепции: мягче, мягче…» В предисловии Александры Смирновой есть и такие строки: «Творчество Сабаева высоко ценил заслуженный художник России Иван Комиссаров. Основные работы Владимир Сабаев создал на Бахиловой Поляне, и Комиссаров, имея там мастерскую, наблюдал Владимира за работой сначала после окончания Тольяттинского педагогического училища, когда он готовился к поступлению в художественный институт, затем после службы в армии (по окончании второго курса Харьковского института). За два года художник потерял много здоровья. «Работал всю зиму в холодном доме, чтобы восстановить форму». Недоедал. Но работал, работал. Самарские художники Комиссаров и Скачков считали: «Владимир был зрелым художником, много сделавшим в акварели. Он видел широко, писал мягко, легко».
Буквально в июле нынешнего года в мастерской у Олега Березина обнаружились ранее не известные произведения Владимира Сабаева:
- У меня осталось практически всё его наследие. Все эти годы работы хранились в моей мастерской. Сабаев мне их просто оставил. У меня тогда мастерская была еще на улице Победы. Он привез работы с Бахиловой Поляны, и ему надо было куда-то уезжать: «Пусть у тебя хранятся». Так в большом чемодане они и пролежали несколько лет. Я знал, что они у меня есть, просто долго ничего не разбирал - ну лежало и лежало. «Там, - говорит, - вещи и картины». Вещей там не оказалось, одни картины. Из одной мастерской я перевез их в другую, а сейчас начал наводить капитальный порядок.
Такая вот история. Какие там работы? Во-первых, это то, что умещается в чемодан. Самая большая работа - размером с ватманский лист. То есть больших холстов нет вообще ни одного. Там порядка 400 работ - те, которые можно выставлять. Если считать все, порядка 1000 работ. Мы сейчас все это пересняли с фотографом Михаилом Лёзиным, несколько дней разбирали, классифицировали. Какова будет их судьба? Будут храниться в фонде ТСХ «Солярис». Мы хотим сделать хорошую выставку, обратиться в департамент культуры, чтобы нам оказали финансовую помощь в оформлении, предоставили хороший зал. Надо встряхнуть город, чтобы он вспомнил, что у нас был очень достойный художник мирового уровня. Я считаю, что это был, может быть, самый талантливый художник, который родился и жил в Тольятти. Особенно это касается акварели: такой глубины, чувства света нет и не было ни у кого в городе. Если акварели у него легкие, то масло носит какой-то трагизм, который проявляется в наложении мазков… Что интересно, он на многих своих работах делал заметки - это говорит о том, что человек постоянно думал об искусстве. Например, такой рисунок: затылок человека, а сзади у него пометка: «Как нарисовать страх? А как нарисовать предчувствие страха?» Человек постоянно думал, как художественно выразить чувства. У него очень быстрые акварели, в день он их мог делать до тридцати, и они у него все, считай, шедевры: человек не просто как-то относился к искусству - он жил искусством, больше ничем не занимался, только рисованием, писанием картин.
Судьба наследия
Несколько работ Владимира Сабаева (в основном большие полотна) находятся в фондах Тольяттинского художественного музея, хранятся у частных коллекционеров, близких, друзей художника. То, что сейчас обнаружено в фондах «Соляриса», по численности наибольшее собрание произведений Владимира: от самых первых работ (1970-е годы) до работ последних лет жизни. Сейчас идет подготовка к большой выставке, на которой будут представлены произведения из обретенной коллекции и из частных собраний (места нахождения всех известных полотен Сабаева, как это ни странно, зафиксированы), но некоторые живописные работы нуждаются в реставрации. Возможно, экспозиция откроется в конце текущего либо в начале следующего года.
Еще семь лет назад, в период публикации потрясающего человеческого документа - дневников Владимира Сабаева, в Тольяттинской писательской организации возникла идея издания альбома репродукций художника совместно с дневниками и факсимиле его рабочих записей. Сейчас, при обнаружении огромного количества ранее не известных материалов, мысль об осуществлении проекта запульсировала в головах у творческих людей вновь: союзы художников и писателей города готовы довести задуманное до логического финала. Как всегда, все упирается в деньги. Но вода камень точит. Бессмысленно повторять: «Нет пророков в своем Отечестве!» Быть может, в память о нас и останется наше отношение к творчеству уже ушедших людей?
Вячеслав Смирнов,
«ДЕЙСТВИТЕЛЬНО! В Тольятти», № 19, 2 августа 2007 г.
АРОМАТ ГРУШИ
Зачем люди едут на Грушинский фестиваль? Конечно, в первую очередь – потусоваться на природе. Поесть с дымком. Если бы только авторскую песню послушать, то и незачем тащиться в такую даль, комаров на жаре кормить. Отдых? В такой толпе?!
Похоже, и наши художники из творческого союза «Солярис», организовавшие по следам очередной Груши небольшую фотовыставку, песней интересовались менее всего.
А были они на Фёдоровских лугах. Сказали, что им понравилось. Хорошо так, интеллигентно, пьяные на глаза не попадались и к людям не приставали. Из «посторонних» только мирные кришнаиты. И получилась у весёлых солярисовцев (или солярисян?) такая вполне в их духе фотоподборка. Из которой, только нарягшись, и можно вычленить косвенные детали, указывающие на принадлежность картинок к конкретному фестивалю дружбы любителей бардовской песни.
А так – обычная тусня на лужайке с традиционной атрибутикой пикника: голые животы, блаженные, разомлевшие от жары физиономии, непонятные задумчивые миграции и статичные валяния в тенёчке. Это про сюжеты. Собственно, лишь их, на мой взгляд, здесь и стоит обсуждать, не касаясь узкопрофессиональных вопросов фотодела. Ведь представленное – лишь импровизированный репортаж о прелестно проведённых денёчках. Без претензий на высокое искусство.
У Людмилы Яхтиной всё больше романтика. Чуть пейзажиков, обозначивших место действия. Тонкие женские руки, высвеченные из темноты (костром?). Сильные мужские, держащие огонь (как символично!). Любовь. Дитя. Небеса…
Михаил Лёзин – товарищ с юмором. Любитель «отрубать» женщинам головы. Главное ниже? Смешные, нелепые, опьяневшие от жары и чистого воздуха граждане отдыхающие.
Самарчанка Анастасия Колодочко старается красиво строить композицию кадра, не взирая на все неожиданности непостановочного жанра. Картинка у неё несколько замусорена, но объёмна и содержательна. Играет в перевёртыши, ищет ракурсы, выстраивает перспективу. Мне понравилось: нескучно.
А самые смешные люди - у Кинчарова Анатолия. Просто какой-то террариум, паноптикум и кунсткамера. Товарищи с томиками «целебных стихов», «самоучителей счастья» и прочей белибердой. Стар и млад, обалдевший от безделья. Шикарный русский размер талий и бюстов.
Вообще самое правильное на таких выставках – особо не вдаваться в подробности творческого процесса, а искать своё. Вот мне на фоне последних семейных событий близки детская тема и мотивы расслабленного ничегонеделания. Кто-то восхитится типажами земляков. Кто-то просто будет вискать толпе художественно увековеченных знакомые лица. Иной вспомнит – затоскует. Другой подумает: «Да ну её, эту Грушу! Лучше в Коктебель…» И только небольшой процент вдруг сообразит: «А где же люди с гитарами?!» Да, видно, на Грушинском-2007 это было не актуально.
Для сравнения имеются снимки прошлых лет. Вот у Вячеслава Смирнова совсем другие лица, иная интонация, не такое настроение. Но песня – присутствует, даже если нет в кадре ни гитары, ни вдохновенно поющего человека. Просто воздух поёт и глаза поют.
А я там не был и пиво не пил. За «Солярис» порадовался: судя по всему, чудно отдохнули господа художники. Но сам на Грушу не поеду. Народищу там!..
Геннадий Счастливцев,
«Городские Ведомости», № 89, 7 августа 2007 г.
ДОМ, МИЛЫЙ ДОМ…
5 августа стартовала V биеннале современного искусства, которая проходит в селе Ширяево. В ней приняли участие два тольяттинских фотографа
Биеннале проводится каждый август нечётного года. Первый такой фестиваль современного искусства прошёл в 1999 году, а местом проведения был выбран берег Волги. В этом году тема биеннале звучит так: «Дом: между Европой и Азией». Художникам для творческого осмысления было предложено понятие «дом» как способ проживания. Наш город представляли члены творческого объединения «Солярис» Александр Верёвкин и Михаил Лёзин. Их совместный проект, который был представлен на биеннале, назывался «zu Hause. РУХЛЯДЬ». В переводе с немецкого zu Hause — означает дома, то есть нахождение человека внутри дома, квартиры. Это широкое понятие. Такой подход художники объяснили следующим образом: дом — статичное понятие, но основное жизненное движение происходит именно в нём. Дом является хранителем традиций. Но для каждого человека домом может быть что угодно, границы этого понятия размыты. В сегодняшней суете дом человека — автомобильная пробка, самолет, мусорный контейнер, офис, пляжный шезлонг, маршрутное такси, супермаркеты и т.д. Но понятие «дом» особенно актуально для людей без определенного места жительства. Зачастую именно рухлядь и является их временным жилищем. Именно эту мысль художники хотели донести до участников выставки. Проект реализован в виде баннерного листа, покрытого акриловой краской, размером 2,5х1 м, на котором собран коллаж фотографий. Александр Верёвкин предоставил фотографии своей домашней обстановки, а Михаил Лёзин выполнил коллаж с изображением лица женщины-бомжа.
В этом году в биеннале приняли участие художники из Германии, Франции и других европейских стран. Художественный фестиваль в Ширяево уже заслужил хорошую репутацию у художественного сообщества по всему миру. Но главной особенностью фестиваля является то, что все участники становятся одним коллективом. Они создают совместные проекты, используя подручные материалы и свои возможности.
Анна Сухарева,
«Площадь Свободы», № 295, 2007 г.
«ГРУША». ПОСЛЕСЛОВИЕ.
1 августа в выставочном зале библиотеки искусств открылась выставка творческого объединения «Солярис», посвященная 34-му фестивалю авторской песни им. Грушина
Фотоработы, отражающие все, что происходило на грушинском фестивале, представили известные фотографы Тольятти. Среди них Олег Березин, Анатолий Кинчаров, Вячеслав Смирнов и другие. Примечательно, что своеобразный отчет о фестивале стал для «Соляриса» традиционным, и подобная выставка открывается в нашем городе уже в третий раз. Большинство фотопроизведений, представленных на суд зрителей, — это портретные работы. Ведь лица людей лучше всего передают и обстановку, и погоду, и, главное, настроение события. На фотографиях можно увидеть и чудаков, которые традиционно «украшают» фестиваль, и людей в состоянии, далеком от адекватного, и даже строгие милиционеры не ускользнули от объективов фотографов.
Как известно, в этом году Грушинский фестиваль проходил на двух полянах — Мастрюковские озера и Федоровские луга. Художники «Соляриса» сумели побывать везде, поэтому выставка является отличной возможностью для тех, кто не смог посетить сразу два места, посмотреть, как же отдыхали их единомышленники на другой поляне. Всего на фотовыставке представлено порядка 50 работ. Но особенностью экспозиции стал контраст, который сразу бросается в глаза. Фотограф Вячеслав Смирнов представил на выставке свои фотоработы, сделанные еще в 1986 году, когда «Груша» была, мягко говоря, другой. Фотографии, отражающие всю романтику первых бардовских фестивалей, резко контрастируют с фотоотчетом о современной «Груше». Таким образом, выставка представляет из себя не только эстетическую подпитку. Подборка фоторабот продумана таким образом, что можно проследить и развитие самого фестиваля, и смену молодежных интересов, и даже смену поколений.
Анна Сухарева,
«Площадь Свободы», № 295, 2007 г.
ВЕЧЕР БЕЗ НЕГО
4 июля ушёл из жизни молодой художник Сергей Сизенко
В прошлое воскресенье в мастерской Творческого Союза Художников «Солярис» прошёл вечер памяти. Каждый год художники и музыканты собираются здесь на выставку-концерт под названием «Тень музыки». На этот раз на творческой встрече была организована мини-выставка работ Сергея Сизенко, а друзья-музыканты пели его любимые песни под гитару. По воспоминаниям единомышленников художника по Творческому союзу «Солярис», Сергей всегда был очень весёлым, несмотря на сложности жизни.
— Он был добрым. Но качество, которое меня больше всего удивляло в этом человеке, его безотказность, — говорит художник, президент творческого объединения «Солярис» Олег Березин.
По словам Березина, Сегрей Сизенко не был привязан к окружающим обстоятельствам. Он легко сходился с людьми и так же легко с ними расставался. Все знакомые отмечали, что он очень похож на современного американского художника Жана-Мишеля Баскиа. Они были схожи не только внешне. И беззаботный стиль жизни Баскиа был близок тольяттинскому художнику. Он легко расставался со своими картинами. Мог подарить замечательный пейзаж человеку, которого знал один день.
Как легко Сергей Сизенко расставался со своими картинами, так же легко он ушёл и из жизни…
Анна Сухарева,
«Площадь Свободы», № 295, 2007 г.
НОВАЯ ВЫСТАВКА НА GM-AVTOVAZ: «АНГКОР - КХМЕРСКОЕ КОРОЛЕВСТВО»
Мы снова предлагаем вашему вниманию новую выставку в Т-2. Теперь вы можете увидеть древние памятники Камбоджи и столицы государства кхмеров - города Ангкор. А кроме этого - яркие иллюстрации местной природы и живущих там людей. Все это лишь часть выставки Анатолия Кинчарова «Ангкор - кхмерское королевство», включающей в себя более 100 работ. Это первая персональная выставка Анатолия, для которого фотография стала любимым увлечением еще в школьные годы. За прошедшее с тех пор время он успел пройти мастер-классы известных мировых фотографов, принять участие в нескольких фотовыставках, а в мае этого года стал членом творческого союза художников «Солярис». В настоящее время А. Кинчаров является директором строительной компании ООО «А.С.К.». Кроме этого, в его жизни занимают далеко не последнее место другие его увлечения - путешествия, фэн-шуй... Анатолий рассказал, что в январе 2007 года ему посчастливилось участвовать в путешествии, организованном ученым Государственного Дарвинского музея Александром Алякринским по трем странам: Камбоджа - Сингапур -Таиланд (самые южные острова, еще не тронутые массовым туризмом). Вместе с географами, орнитологами, ботаниками, фотографами из разных городов России, он посетил землю, которую мечтал увидеть очень давно, и именно здесь получил благословение от питерского фотографа заниматься фотографией профессионально.
Юлия Гусельникова,
«Новости ДжиЭм-АВТОВАЗ», 23 августа 2007 г.
«БРАК» НА «М`АРСе»
Четыре тольяттинских художника примут участие в московской выставке современного искусства.
Куратор выставки, самарский художник Владимир Логутов, назвав экспозицию «Брак» (в смысле, «некондиция»), апеллировал к фразе Теодора Адорно из его «Эстетической теории»: «Истинно только то, что не подходит этому миру». Речь идет о работах, которые или созданы определенным методом, о котором и идёт речь, или же иллюстрируют саму идею. Идея о том, как искусство движется через «брак», ошибку, погрешность. Как посредством замеченных (найденных) погрешностей возникает какое-то новое эстетическое качество. Таким образом, брак является в каком-то смысле залогом свободы, потому как он есть отход от «нормы».
Выставка собрала около 20 участников из Москвы, Самары, Тольятти, Саратова, Киева, Екатеринбурга и Праги. По количественному составу фотохудожников тольяттинцы идут на втором месте после москвичей: в «Браке» приняли участие Александр Верёвкин, Михаил Лёзин, Вячеслав Смирнов и Екатерина Прохорова. Все они являются членами творческого союза художников «Солярис», базирующегося в Тольятти. Кстати, и сам куратор выставки Владимир Логутов, а также один из ее участников - саратовец Сергей Кравченко также входят в «Солярис».
Открытие состоится 11 сентября в Центре современного искусства «М`АРС» (для интересующихся - это Пушкарев переулок, дом 5, станция метро «Сухаревская»). Галерея «М`АРС» действует с 1988 года, являясь не только старейшей российской галереей, но и одной из ведущих и престижных в настоящее время.
Некоторые из авторов - участников выставки будут представлены сериями в 10-20 фотографий, оформленных в виде альбомов, расположенных в зале на отдельных столах со специальным освещением. Выставка «Брак» продлится до 26 сентября, так что если кто из тольяттинских любителей современного искусства окажется в эти дни в Москве - милости просим.
Кстати, есть вероятность, что некоторая часть выставки (во всяком случае, ее тольяттинская составляющая) будет экспонироваться нынешней осенью и в нашем городе.
Антон Анатольев,
«ДЕЙСТВИТЕЛЬНО! В Тольятти», № 24, 6 сентября 2007 г.
ПЕСНЯ НЕ ОСТАЛАСЬ С ЧЕЛОВЕКОМ…
Поэт и бард Евгений Калашников мог бы стать лицом города, имиджевым персонажем. Но судьба распорядилась иначе.
Евгения Калашникова знали все тольяттинские литераторы, а его песню «Случай на турбазе» до сих пор на туристических и бардовских слетах распевает полстраны. Жизнь сложилась не лучшим образом: две судимости, масса профессий, мест работы и жительства. Последние годы Калашников попросту бомжевал, лишившись жилища и окончательно спившись. По слухам, он умер семь лет назад прямо в прихожей главпочтамта, похоронен на городском кладбище в казенной безымянной могиле под неизвестным номером. Место захоронения Евгения Калашникова установить не удалось: документы он утратил давно, поэтому был похоронен как неопознанный труп.
Неоднократно он передавал, всякий раз прощаясь перед смертью, свой архив различным людям, затем снова его забирал. Двадцать лет назад у него были ученики, которых он учил науке жить и игре на гитаре. Тольяттинские пацаны боготворили Калашникова. В последние годы многие старались его избегать: он стал неопрятен в быту и социально опасен. Вот только остались песни и стихи. Да и их, наверное, со временем забудут…
Наша первая встреча состоялась в 1983 году – тольяттинский туристический клуб «Привал» праздновал какую-то свою очередную годовщину. Выступили исполнители песен, всеми тогда уже любимый Юрий Панюшкин, и, наконец – Евгений Калашников. Выступление было настолько ярким, что даже спустя почти четверть века помнится до сих пор.
Его самое первое и, пожалуй, единственное интервью вышло в газете «Молодежный акцент» осенью 1990 года. В нем Калашников вкратце рассказал историю своей жизни.
Из первых рук
…Родили меня где-то в Удмуртской АССР, брата до меня – в Казахстане. Родители – бродячие актеры. Бродили по стране, театры создавали кругом, да только ничего у них не получалось. Не профессиональные театры – народные…
В 1958-м приехали в Тольятти. Мне семь лет было.
В 16 лет отцу морду набил. Он уходил от нас. Он это очень нудно делал – уходил. Уходя – уходи! Короче, он где-то полгода изнывал, что уходит, и вся семья изнывала.
Я в девятом классе учился. Сказал матери: отец уйдет – кто-то должен работать на семью. И пошел работать на ВЦМ, а учиться – в вечернюю школу. И отец пришел ко мне на работу – объяснить, какая у меня плохая мать. Я его ударил. И разревелся потом: какой ни подлец он, а отца ударить…
Потом, когда я кончил школу, работал на хлебозаводе грузчиком – 56 тонн в день. Отсюда поехал поступать в ГИТИС.
Поступил. Все шибко удивились. Я – тоже. И стал учиться в Гиттисе… А потом мне перестала нравиться жизнь вокруг. Мне стала не нравиться наша страна!
Я единственный человек на этом свете, у которого в трудовой книжке записано: отчислен из студентов Гиттиса по личной просьбе. Почему – единственный? ГИТИС – единственный в Советском Союзе. Отсюда всегда только выгоняют, никто по собственной воле не уходит.
Приехал в Тольятти. Ну, думаю, надо в армию собираться… Потом я служил в ракетных войсках. 156 суток на гауптвахте… Близость дисбата… За что? Я не люблю, когда травят человека. Любого человека. Очень давно не люблю. Но если всеобщая травля… Я не люблю, когда много – на одного. «Я, шахтер из Донбасса, осуждаю выступления Солженицына и Сахарова. Я, правда, не читал, но осуждаю…»
Послал телеграмму Сахарову: «Всегда с Вами. Женька». Дань справедливости надо отдать: ребята – особый отдел – работали хорошо. Меня быстро нашли…
Значит, из армии я пришел в 1973-м. До чертовой матери надоело мне все вокруг. Надоели тетки в винных магазинах – вот такие толстые, все в золоте, - которые с утра пораньше водкой торговали… Я психанул и стал наказывать этих теток. Подделывал лотерейные билеты. И продавал этим теткам, директорам магазинов и ресторанов, официантам. А деньги раздавал студентам. За это все мне дали три года – 147-я статья, часть третья: в особо крупных размерах… Дали всего три года, потому что приехали студенты, вернули все деньги, собрав стипендии, и сказали… В общем – свободу Юрию Деточкину!
Следом – еще один срок. 218-я статья: хранение, ношение, изготовление оружия… Из Свердловска я вез сабли. Красивые, одна – дамасской стали была, какое чудо! И несколько ножей вез старинных. А поскольку я уже сидел, патента не имел и так далее, меня – фью!..
Вышел на свободу – и сбежал ото всех в тайгу. Я люблю быть один. Мне надо иногда побыть одному. Потому что очень больно ко всему отношусь…
Решил: два срока – хватит, наелся-насиделся. Больше не буду.
Приехал в Тольятти. Устроился на работу в ТПИ – заведующим студенческим клубом. Сделал сцену, организовал коллективы… Вдруг меня Столбов, ректор, вызывает: вот, пришла бумага из милиции, чтоб мы тебе наставника нашли. Ты что…? Ну, было, говорю. Как же это тогда можно – студентов воспитывать… Я ушел. Устроился в ДК ВАЗа режиссером агиттеатра. Спектакль приготовили, коллектив замечательный был. Вдруг приходит бумага – наставника мне найти…
Прибежал в милицию, говорю: вы мне дышать дадите? Я ж человеком быть хочу, чего же вы меня добиваете? Ну… мы обязаны это делать… Бумаги то есть слать.
В общем, добили. «Взял» я тогда ночью магазин. Винный. Вынес 10 бутылок водки, воткнул их в снег, позвонил в милицию: «Тут какой-то парень ограбил магазин…» Приехали. Я им читал стихи:
Вот так и жизнь пройдет, как осень.
Настанет вечная зима…
Дали мне четыре года.
Решил тогда, как выйду с зоны, пешком во Владивосток идти, знакомиться с кем-то. Где-то застрянешь, а где-то… Идти и по дороге где-то наконец спиться. И подохнуть – слава тебе, Господи!
Я – лучший поэт в Тольятти
Председатель творческого союза художников «Солярис» Олег Березин до сих пор живо вспоминает годы общения с Евгением Калашниковым:
- В 1987 году мы с женой приехали в Тольятти и устроились дворниками. Нам обещали квартиру на улице Мира. Мету я улицу, а рядом метет человек, тоже такой бородатый, не очень уклюжий. Я говорю: «Привет, я Олег». «А я Женя». Я говорю: «Я вообще-то художник. Приехали, квартиру получаем, обещали уже через неделю». Он говорит: «А я на «химии», меня направили работать дворником. Я – поэт. Ты знаешь, я самый лучший поэт в Тольятти». Буквально через неделю он говорит: «Вот, меня освободили, можно не ночевать на «химии», а жить негде». Поселился ко мне и жил три месяца. Надо сказать, что писал он практически каждый день. Как ложился на диван – брал карандаш и что-то чирикал. Мы с ним сдружились довольно плотно. Потом он пропал из вида где-то года на два: уезжал на Север, устроился там работать директором ДК. Но на Севере он не прижился, вернулся назад, начал разменивать родительскую квартиру. Приехал сын лет семнадцати, они на пару с ним квартиру продали, хотели куда-то вложить деньги, купить что подешевле, какую-то малосемейку или еще чего, сняли себе жилье. Женя в то время пил довольно много, сынуля ходил ему за водкой. В один прекрасный день сын не появился, а деньги были все у него. И вот Калашников последний месяц дожил на съемной квартире, потом жить было негде, и он начал бродяжничать – в прямом смысле этого слова. Поначалу, когда был не в таком безобразном состоянии, ночевал у друзей.
Он очень ревностно относился к своим стихам, постоянно переспрашивал – как да что, приличные они, не приличные? То есть он сомневался постоянно. А в то же время, как выпьет, у него появлялась твердая уверенность, что они гениальные. Ну вот, он бродяжничал, обратился к спикеру городской думы Дроботову, который дал ему малосемейку на Победе. Поскольку Женя человек был неуживчивый, его выгнали из этой общаги, он пришел ко мне, оставил мешок своих рукописей, говорит: «Мне их хранить негде». Прямо такой целлофановый мешок, и там на всяких бумажных тарелочках разные стишки, заметки. А недели через две вернулся и сказал, что будет жить у друга, мешок этот утащил. Затем не виделись еще года два. Случайная встреча: выхожу, вообще полный бомж, подхожу ближе – это Женя. «Мне неудобно было к тебе стучаться. Я в соседнем доме на девятом этаже ночевал». Я узнал, где он ночует, притаскивал ему жрать несколько дней. Как-то прихожу – его нет. Вскоре он опять появился у меня, притащил несколько кочанов капусты, где-то с дачи набрал. «На, - говорит, - ты мне добро делаешь, я тебе тоже хочу добро сделать. На тебе капусту».
Рассказывали, как он умер. О его смерти первым сообщил детский писатель Степанов: пришел в «Лавку писателей» и рассказал, что у него есть сведения о том, что Калашников помер. Мне обстоятельства смерти Калашникова рассказывал бомж Саша, он вместе с ним тусовался. Просто была зима, и где-то на почте в районе Голосова, на верхних этажах, на чердаках все и произошло. Слышали, что кричал – видать, весь замерз, и потом начал оттаивать: орал, кричал, и умер. Никто его не хоронил, до сих пор не знают, где его могила, какой номер, да и вообще точно не знают – мертв ли он, жив ли. Например, его сестра Татьяна до сих пор не уверена: «Может быть, его посадили, может быть, еще выйдет». Но это маловероятно, потому что были свидетели, что он мертв.
В 1989 году, когда Женя не пил, посещал «АА» - общество анонимных алкоголиков, как-то приходит ко мне: «Пойдем в Ставропольский отдел культуры». Как раз уже были такие времена – вроде еще советская власть, но в то же время уже дали слабинку. «Пойдем, - говорит, - есть возможность зарегистрировать организацию». И вот мы с ним пришли – я, Калашников и Сергей Тришкин. Нам дали с чего написать устав, я написал устав об образовании творческого объединения художников «Солярис», а они написали устав творческого объединения «Союз». Собственно, так «Солярис» и организовался – получается, с подачи Калашникова: то есть он пришел, меня привел, и я начал это оформлять, за что ему большое спасибо.
Светлые пятна жизни
Один из давних учеников Евгения Калашникова, художник, музыкант и поэт Михаил Лёзин также с особым чувством вспоминает моменты общения с бардом:
- Это был 1988 или 1989 год, я тогда учился в школе, по-моему, в 8-м классе. И в то время очень сильно увлекался творчеством Владимира Высоцкого, мне было интересно все, что с ним связано, я мечтал научиться играть на гитаре. Я даже записался на курсы, где учили классической испанской гитаре. Я платил какие-то деньги, учился играть по нотам, но мне все это не нравилось, потому что я видел, что Высоцкий играет гораздо проще. В один прекрасный день в класс пришел человек – с бородой, среднего роста, представился Калашниковым, руководителем детской театральной студии. Было такое помещение на Новопромышленной, 15 – напротив того места, где сейчас находится Тольяттихимбанк. Он сказал: «Вот, приходите, кто хочет заняться театральным искусством». Я у него спросил: могу ли я там научиться играть на гитаре. Он ответил: да, конечно, я умею играть на гитаре, я тебе покажу все основные аккорды. Оказалось, что Калашников играет на гитаре практически как Владимир Семенович: все те же аккорды, ходы, приемы. Можно сказать, он был проводником к творчеству Высоцкого, очень много рассказал своих мыслей и переживаний о нем. Самое главное, когда я ходил учиться на классическую гитару, учили играть на шестиструнной гитаре, но Калашников играл на семиструнной, как и Высоцкий, то есть это русская гитара, русский строй. Вот так судьба распорядилась, что я попал к тому человеку, который научил меня играть именно на семиструнной гитаре. Сейчас, я думаю, очень мало людей владеют семиструнным строем, за что Калашникову огромное спасибо. Попутно там были занятия в театральном кружке, делали какие-то постановки – например, по произведению Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца». Я помню, заучивал куски текста, даже пытались что-то ставить. Потом вдруг неожиданно Калашников куда-то пропал. Просто мы ходили к нему в кружок, нас человек двадцать было, в один день приходим – нашего руководителя нет. Я начинаю ему звонить, долго не мог его вызвонить, потом он мне говорит: вот так и так со мной, какие-то проблемы приключились. Это уже был год 1990-й, может быть даже 1991-й. Года полтора-два я туда ходил. Потом с Калашниковым я еще общался – было какое-то сообщество «Союз», устраивали концерты авторской песни, поэтические вечера… Я там не выступал, просто ходил, слушал. И, в принципе, самые светлые пятна как раз связаны с выступлениями Калашникова, он такие остросоциальные тексты писал. Еще он открыл социальный магазин в «Аккорде», где бесплатно раздавались вещи для бездомных. То есть он социальной деятельностью занимался активной – один из первых в городе. И потом он куда-то пропал, и тут стали до меня слухи доходить, что у него жизнь так повернулась, что он остался без жилья, стал бомжем. Я его несколько раз встречал в городе, но он меня уже не узнавал, мы с ним не здоровались, не общались. Но это был уже год 1997-98. Мне говорили, что он на «железном» рынке работал – разгружал машины, помогал кому-то. А собственно, как его жизнь закончилась, что с ним стало в дальнейшем – мне мало известно. Было такое небольшое общение, когда я мало еще что понимал – кто это, что это за человек. Еще помню, что он очень много выступал. Всякие городские мероприятия были на площадях, которые этот «Союз» проводил, и Калашников там был звездой, люди больше всего его слушали. Помню, в каком-то рабочем общежитии сидели работяги после смены, сначала там вышли барды, которые пели «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Рабочие все это слушали достаточно угрюмо, а потом вышел Калашников и начал петь свою правду жизни, чем вызвал большое одобрение у публики, его люди очень долго не хотели отпускать: «Приходите еще!» - чуть ли не автографы он раздавал. Я думаю, что если бы его жизнь так не повернулась в эти 90-е годы, он был бы на уровне такой звезды, скажем, как Юрий Панюшкин – то есть звездой всесоюзного, всероссийского масштаба. Просто в 90-е не все смогли выдержать эти повороты в судьбе страны.
***
Евгений Калашников был знаком многим поклонникам авторской песни далеко за пределами Тольятти, но за годы, прошедшие с момента его смерти, удалось собрать лишь два десятка его поэтических текстов, опубликованных при жизни в коллективных сборниках и на страницах городских изданий. Также Калашниковым была записана аудиокассета собственных песен, экземпляры которой он раздаривал друзьям, а те, в свою очередь, давали переписывать ее знакомым. Но за давностью лет затерялся след и этой записи. Есть небольшая надежда, что все же какое-то количество материалов в виде рукописей, фотографий, магнитофонных записей хранится в частных архивах и коллекциях. Если вы располагаете чем-то подобным, или у вас есть информация, где могут находиться материалы, связанные с жизнью и творчеством Евгения Калашникова – сообщите об этом в нашу газету, за что мы будем вам премного благодарны. Обидно, если от следов бурной творческой деятельности человека остались лишь сущие крохи.
Вячеслав Смирнов, фото Михаила Сучкова, Татьяны Успенской
«ДЕЙСТВИТЕЛЬНО! В Тольятти», №№ 26-27, 2007 г.
Евгений Калашников. Стихи и песни разных лет
|